6 июля - празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери



На страницах русской Истории часто можно встретить упоминания и целые рассказы о святых образах Девы Марии и их роли в укреплении государства. В период татаро-монгольского ига и борьбы с последним отечественных князей особенно отличилась чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Списки с данного святого лика имеются сегодня во многих монастырях и храмах, неизменно притягивая к себе молящихся. По уставу Русской Православной Церкви ежегодно в честь Владимирской иконы Божией Матери верующими совершается троекратное празднование: 3 июня в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.; 6 июля – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480-м г. и 8 сентября – в память спасения столицы от нашествия Тамерлана в 1395 г. Нас интересует вторая религиозная дата, о ней и пойдет речь в настоящем материале.

Владимирская икона Божией Матери

Содержание статьи:


История Владимирской иконы

Владимирский образ Девы Марии, согласно церковному преданию, увидел свет при жизни Пречистой Богородицы. Его написал евангелист Лука. Материалом для создания святой иконы автору послужила доска от стола, за которым трапезничали Иисус Христос с Матерью Божией и праведным Иосифом. Дева Мария, взглянув на сей образ, молвила так: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Иными словами, Пречистая благословила собственное изображение на помощь людям.


Первоначальным местом пребывания святого образа являлся город Иерусалим, некоторое время спустя – столица Византии Константинополь. Российской же Владимирская икона Божией Матери стала в XII-м столетии благодаря Константинопольскому патриарху: тот послал икону в Киев святому князю Мстиславу. Последним образ был поставлен в Девичьем монастыре удельного города с древней историей, хранящей имя своей правительницы святой равноапостольной княгини Ольги, под названием «Вышгород». Спустя более 20-ти лет икону Божией Матери перенесли во Владимир, инициатором чего выступил сын великого князя Юрия Долгорукова святой Андрей Боголюбский. Поэтому лик и получил наименование Владимирского, причем произошло сие как раз-таки в упомянутое время. Святой образ очутился стараниями указанного князя в знаменитом Успенском соборе.

Москва впервые познала силу чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в 1395 году. Святой образ сохранился до наших дней и в настоящий момент хранится в столичном храме Святителя Николая в Толмачах, находящемся за Третьяковской галереей.


Описание Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

В вопросах, касающихся периода создания святого образа, мнения церковников и ученых разошлись. Если первые ориентируются на древнее предание, о котором уже говорилось выше, то вторые утверждают, что Владимирская икона Божией Матери датирована XII-м веком н.э. Это позволяет отнести святое плотно к так называемому комниновскому возрождению, царящему на тот момент в живописи. Характеристикой данного периода в византийском искусстве является использование многочисленных линий в прорисовке ликов и одежд изображаемых святых, линий прихотливых, подчас образующих орнаменты. Следует отметить, что историки не просто так наставивают на своем: принадлежность Владимирской иконы к указанному периоду живописи доказывают некоторые сохранившиеся элементы в изображениях Младенца и Девы Марии. Их немного, но они действительно имеются в наличии. И, между прочим, данные элементы свидетельствуют о том, что чудотворная икона, рассматриваемая нами, представляет собой высокий образец византийской школы живописи того времени. Более всего она выделяется из сонма других образов комниновского периода благодаря страданиям, угадывающимся на лике Пречистой, и одновременно глубоко запрятанным в закоулках души. А это, конечно же, не может не тронуть человеческого сердца.


Владимирская икона Божией Матери была написана не обычным рядовым живописцем, но живописцем-мастером, умевшим с точностью передавать эмоции и чувства изображаемого им человека. Наверняка, именно данный очевидный факт стал причиной появления легенды о создании образа Девы Марии известным евангелистом Лукой. Впрочем, возможно все было так, как утверждает предание – ученые тоже могут ошибаться, это свойственно любому живому человеку. К тому же, существуют исторические сведения, свидетельствующие о пребывании святой иконы в граде Иерусалиме до середины V-го века. А это уже достаточно весомый довод в пользу церковного предания.


Чудотворный образ и конец ордынскому игу

Владимирская икона Божией Матери

Итак, вы уже в курсе, что одно из чествований Владимирской иконы Божией Матери связано с именем татарского хана Ахмата. Судя по названию самого праздника, отмечаемого православными верующими ежегодно 6 июля (по старому стилю 23 июня), этот чудотворный образ помог жителям Москвы избавиться от нападок упомянутого выше ордынского правителя. Однако в религиозной дате, посвященной памяти Владимирского лика Девы Марии, заключены гораздо больший символизм и важность для нас с вами, чем может показаться на первый взгляд: коллективная молитва русского народа перед иконой положила конец многовековому татаро-монгольскому игу, довлевшему над свободолюбивой Русью и ее обитателями.


Шел 1480 год. В июне великий татарский хан Ахмат организовал грандиозный поход против столицы нашей Родины. Он преследовал одну-единственную цель: силой заставить московского князя вновь платить дань правителям Орды. К слову, данная «традиция» прекратилась в 1395 году, после победы Тимура над ханом Тохтамышем. Однако в столице ничего подобного возобновлять не желали. Там еще до прихода Ахмата позаботились о своей божественной защите: в город была принесена Владимирская икона Божией Матери, и перед образом беспрестанно совершались молебны о спасении русского государства.



Владимирская икона Божией Матери

Когда хан Ахмат подошел к стенам стольного града Руси, к нему навстречу по приказу великого князя Ивана III Васильевича вышли отечественные воины. Мало того, они заняли все переправы на реке Угре, отрезав путь настырному врагу и отразив несколько его попыток форсировать водоем. Противостояние длилось до 26 октября, а потом из-за морозов река заледенела. Казалось бы, что может помочь в такой ситуации? Конечно же, только чудо. И оно свершилось по усердным молитвам православного русского народа: внезапно 9 октября воины Ахмата поднялись и начали отступление в степь. Сам ордынский хан ушел, спустя чуть более месяца. А по прибытии на свою землю враг погиб. Вот так ордынское иго навсегда покинуло Русь и оставило свои претензии в отношении платы дани московскими князьями.


Сегодня Владимирская икона Божией Матери остается одной из наиболее почитаемых образов в нашей стране. Это главная общерусская святыня. Существуют специальные молитвы, а также тропарь, читаемые перед указанным светлым образом. Но молиться Деве Марии можно и своими словами, ведь она слышит любые искренние просьбы, высказанные от сердца. Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери помогает в избавлении от нашествия врагов, в умирении враждующих, в наставлении на путь истинный.

Мы с радостью присоединяемся к празднованию в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 6 июля, Владимирская икона Божией Матери

Автор: Пономаренко Надежда