Житие, смерть и обретение мощей преподобного Максима Грека
Греция знаменита на весь мир не только своими бесподобными курортами, старинной городской архитектурой, памятниками истории, но и православными святынями. Упоминание об одном только Афоне уже приводит верующих людей в благоговейный трепет. Разумеется, данный факт свидетельствует о том, что Греция – это еще и колыбель многочисленных святых. И вот, удивительное дело, один из таких избранников Божьих весьма прославился на русской земле. Имя ему – Максим Грек. Праздник же, которому посвящена нынешняя статья, установлен в честь обретения мощей Максима Грека и отмечается ежегодно 4 июля.
Содержание статьи:
- Домонашеская жизнь
- Афонский период и земля русская
- Ссылки жизни
- Смерть и обретение мощей Максима Грека
Домонашеская жизнь
Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в Албании в 1470 году. Местом его непосредственного появления на свет стал древний город Арта. Отец Михаила Мануил был знатного происхождения, представителем старинного византийского рода. В жилах подвижника текла кровь высокопоставленных чинов духовенства, поскольку один из его предков являлся в свое время патриархом Константинопольским. И мать Михаила Ирина, и отец святого отличались многочисленными добродетелями, вели благочестивый образ жизни, были преданы Богу и весьма образованы. Все это они привили с малолетства и своему сыну.
Приблизительно в 10-летнем возрасте Михаил вынужден был покинуть родительский дом с тем, чтобы обучиться наукам на венецианском тогда о.Корфу. Учителем его стал Иоанн Мосхос. В 20 лет будущий святой выдвинул свою кандидатуру на пост участника совета указанной территории, однако, потерпел фиаско. Спустя два года он отправился в Италию, чтобы продолжить получение образования. Местами его проживания и обучения были Венеция, Падуя и другие города.
В 1498-м Михаил Триволис поступил на службу к Джованни Франческо Пикко делла Мирандоле. В его обязанности входило обучение взрослых и ребятни греческому языку. Кроме того, святой занимался переписыванием богословским трудов, созданных греческими отцами Церкви. Когда из-за вторжения в Италию французов работодатель Михаила спешно уехал из Венеции, святой отправился во Флоренцию, где осел в доминиканской обители св. Марка и принял монашеский постриг.
Афонский период и земля русская
Новоиспеченный инок с каждым годом все более тяготел к познанию книжной мудрости. Один из учителей рассказал своему подопечному, что богатейшей монастырской библиотекой является таковая Ватопедского монастыря, находящегося на Афоне. Там же проживали, по его словам, богомудрые старцы. Михаил загорелся мыслью непременно побывать на Афоне и в итоге в 1505 году, после года пребывания в озвученной земле постригся в монахи с именем Максим, в честь Максима исповедника. Его новой обителью стал, как и ожидалось, Благовещенский Афонский Ватопедский монастырь. В своем новом качестве святой углубился в чтение святоотеческих сочинений, написал первые труды, занялся сбором пожертвований в пользу обителей Афона.
В 1515 году мирная жизнь монаха нарушилась. Представители высшего афонского духовенства получили обращение митрополита Варлаама и князя Василия III: те непременно хотели видеть у себя в стране переводчика с греческого языка. По благословению афонского церковного управления на Русь отправился инок Максим, правда, после отказа старца Саввы совершить сей подвиг. Святой прибыл в Москву вместе с монахами Лаврентием и Неофитом 4 марта 1518 года. Их поселили в кремлевском Чудовом монастыре.
Максим Грек сначала перевел с греческого языка на латинский Толковую Псалтирь. На русский же книгу переложили приставленные к монаху толмачи. По окончании работы святой попросил царя отпустить его на Афон, однако тот, не желая терять столь ценного переводчика, оставил Максима при дворе, отправив только спутников подвижника. Праведнику ничего не оставалось, как смириться со своей участью и перевести еще множество книг духовного содержания. К нему стали наведываться русские вельможи для бесед.
Ссылки жизни
Все шло хорошо до поры до времени, пока Максим Грек не принялся за исправление книг, в которых содержались еще не отжившие языческие постулаты: вера в гадания, сны, сведения о приметах, суевериях. Кроме того, святой не боялся обвинять русский народ в несоблюдении им со всей искренностью догматов христианской веры. Как результат, в 1521 году, после смены митрополита (на место Варлаама пришел Даниил), впавшего в немилость к царю, Максим Грек стал жертвой осуждения новой церковной властью. А в конце зимы 1524 года его и вовсе арестовали. Суд состоялся 24 мая следующего года. Главным обвинением, предъявляемым святому митрополитом Даниилом, стало таковое в ереси. Во-первых, подвижник выступил против двоеперстия, в то время как указанное духовное лицо являлось сторонником последнего. Второй причиной опалы явилась связь Максима с послом турецкого султана. Святому был вынесен приговор: ссылка в Иосифо-Волоколамский монастырь. Там несчастный провел 6 лет. Он был вынужден ютиться в сырой, невероятно тесной келии, голодать и мерзнуть.
Была еще одна ссылка в жизни Максима Грека. В 1531 году над ним состоялся еще один соборный суд, где святого обвинили в колдовстве и хуле на Бога в сделанных им переводах. Максим себя виновным не признал и оказался сосланным в Тверской Отроч. Там он находился под началом доброго епископа Акакия, который позаботился о том, чтобы узник забыл о своей горькой доле и вел привычную монашескую жизнь.
Смерть и обретение мощей Максима Грека
Пока святой пребывал в ссылке, митрополита Даниила сменил Митрополит Иоасаф, а спустя три года – святитель Макарий. Последний много хлопотал о Максиме, но не сумел добиться дарования страдальцу свободы. Зато его усилиями к узнику в Москве стали относиться более положительно. И в 1551 году Максима Грека перевели в Троице-Сергиев монастырь. Здесь он провел остаток своей жизни.
Скончался Максим Грек 21 января 1556 года. Прежде, чем испустить дух, преподобный успел осенить себя трижды крестным знамением. Похоронили святого на территории Троице-Сергиевой Лавры, у северо-западной стены церкви Сошествия Св. Духа. На исходе XVI столетия на месте погребения Максима Грека воздвигли часовню, которая в 1938 году была разрушена.
Спустя несколько лет после смерти святого у его гробницы начали происходить чудесные знамения. В 1591 году при освидетельствовании тела преподобного у гроба его исцелилось одновременно 16 человек. Канонизация Максима Грека произошла в 1988 году. Но вот тело святого к тому моменту не было обнаружено. Посему в конце июня 1996 года после молебна начались археологические раскопки. У северо-западного угла Свято-Духовского храма и обнаружились первые следы захоронения – фундаменты «палаток», воздвигнутых над могилой старца. Ближе к 12-ти ночи 30 июня ученые ощутили благоухание. Через короткое время из земли показалась честная глава святого. Раскопки длились около двух часов. Антропологическое освидетельствование тела было осуществлено 2 июля. А на следующий день святые останки извлекли из могилы. Сегодня мощи покоятся в раке, что стоит на месте обретения нетленного тела преподобного.
Обретение мощей преподобного Максима Грека празднуется 4 июля.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!