23 июля Церковь празднует день Коневской иконы Божией Матери



Согласно христианскому вероучению, Богородица распорядилась в соответствии с волей Господа таким образом, что на Земле имеется множество ее священных образов. Большая часть их, а также списки с таких икон, изображающие Матерь Божию, обладают чудодейственной силой. По данной причине эти святые образы, по давно сложившейся традиции, называют чудотворными. Целительную силу приписывают и такой иконе, как Коневская икона Божией Матери. День празднования ее приходится на 23 июля.

Коневская икона Божией Матери

Содержание статьи:


Святыня и Арсений Коневской

Существует четкая связь между Коневской иконой Божией Матери и одним прославленным святым. Имя этого подвижника - Арсений Коневской. И, чтобы понять, как Коневская икона Божией Матери была явлена православному миру, необходимо познакомиться с житием упомянутого святого.


Будучи ревностным слугой Бога, преподобный Арсений принял решение отправиться на Афон. Там он провел три года, занимаясь духовным самосовершенствованием путем осуществления подвижнических подвигов и всевозможных ограничений. После Арсений вернулся на Родину, дабы продолжать начатое уже в близких сердцу краях. В дорогу святой пустился с благословения Иоанна Зидона - прозорливого старца, который подарил подвижнику икону Божией Матери.

В 1393 году преподобный очутился в России, в родном Новгороде. Спустя короткое время Арсений задумал построить монастырь, в связи с чем отправился искать место для строительства по благословению архиепископа Новгородского Иоанна. Святой придирчиво осматривал множество островов реки Волхов и Нево-озера (Ладожского озера). Наконец, выбор подвижника пал на остров под названием Коневца. Там он поставил крест, устроил для себя келью. Позже на острове вырос Коневский монастырь.


Коневская икона Божией Матери

Божья Матерь все это время помогала подвижнику. Очутившись на острове, Арсений узнал от местного рыбака о нахождении на северо-западе куска суши огромной каменной глыбы, почитание которой окрестными жителями было проникнуто суевериями. Они каждый год по весне переправляли на остров скот, где тот находился без присмотра до самой осени. Непосредственно же возле «священного» камня люди оставляли коня – в качестве жертвы духам. И животное действительно бесследно исчезало впоследствии. Люди верили, что таким образом духи давали им понять: жертва принята. По данной причине каменный идол называли еще «конь-камнем».


Арсений, выслушав рассказ рыболова, понял: возле глыбы нашла свое пристанище нечистая сила. Он отправился к тому месту, сотворил искреннюю молитву, и бесы, приняв облик воронов, покинули остров. Их новой обителью стал Выборгский берег, а именно большая губа, носившая имя Чёртовой Лахты. После этого события «конь-камень» превратился в символ победы христианства над ересью и язычеством. Икона же, помогшая Арсению изгнать духов тьмы, стала называться Коневской.

Это не единственное чудо, произошедшее от святого образа Богородицы, но наиболее яркое. В дальнейшем от Коневской иконы исцелялось множество недужных, получали помощь толпы сирых и убогих. И в наши дни считается, что молитва перед указанным святым образом, прежде всего, приносит облегчение мук людям, страдающим болезнями глаз, расслаблением тела, и бесноватым.


Икона после смерти преподобного

Коневская икона Божией Матери

Арсений Коневской скончался 12 июня 1447 года. Икона же продолжала источать бесчисленный поток помощи и поддержки православным христианам, верующим в Бога. Множество знамений, явленных святым образом Девы Марии, помнит история.


Например, в 1573 году Коневской монастырь чудом был спасен представительством Божией Матери от нападения шведов. Они промышляли грабежами на территории Карелии, где и расположена обитель, посему последняя являлась для северных врагов лакомым кусочком. Богородица буквально преградила путь нечестивцам: внезапно сам по себе по периметру Коневского острова взломался лед, и шведы не сумели преодолеть путь, ведущий к монастырю.

Спустя 4 года началась война между Россией и Швецией. Отечественная армия не была подготовлена должным образом, из-за чего страна потеряла все свои северо-западные территории. Страх нападения заставил братию взять святую икону Божией Матери и покинуть монастырь. В 1581 году иноки переселились в Новгородскую Деревяницкую обитель. Через 14 лет они вернулись в Коневской монастырь. Однако в 1610 году над обителью вновь нависла опасность со стороны внезапно активизировавшихся шведов, и братии пришлось укрываться сначала в Деревяницком монастыре, а позже - в Тихвинской обители.



Коневская икона Божией Матери

Восстановление Коневского монастыря произошло лишь в следующем столетии, в 1766 году. Это стало возможным из-за окончательной победы, одержанной над Швецией отечественным войсками. Правда, стоит отметить, что главная святыня обители – Коневская икона Божией Матери – вернулась в родные пенаты только в 1799 году, а до той поры она находилась в Новгороде. Жители города чествовали святой образ в соответствии с установленным Новгородской церковью обычаем ежегодно 10 июля. В Коневскую обитель новгородцы вернули афонскую святыню по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила 3 сентября 1799 года. Икону поместили в храме во имя святителя Никона. Случилось это при игумене Коневской обители Варфоломее.


Истинное процветание Коневского монастыря пришлось на начало позапрошлого века. Над могилой преподобного Арсения Коневского в 1802 году выросла церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Позже его сменил храм в честь Рождества Божией Матери. С древнего святого образа Богородицы было сделано несколько списков. Один из них поместили в алтаре указанного выше нового храма, другой хранился в Воскресенском храме города Торжка, третий очутился в Благовещенском храме Московского Кремля. Все три списка, как и сам оригинал иконы, являли притекающим чк ним удесные исцеления и знамения.

Служба Коневскому святому образу Божией Матери также была составлена в начале XIX-го века. Ее автором выступил игумен Иларион. День памяти преподобного Арсения Коневского и день в честь указанной иконы Богородицы согласно указу Святейшего Синода были внесены в церковный православный календарь 1819 года: соответственно, 12 июня и 10 июля.


Жизнь Коневского монастыря круто изменилась в 1918 году, после того, как территория, на которой была расположена обитель, отошла к Финляндии, и чуть позже Финская Православная Церковь получила автономию. До 1940 года чудотворная святыня хранилась во Введенском храме Коневского монастыря. Затем последний эвакуировали, и братия поселилась в местечке Кейтеле, на одной из ферм. Икону монахи взяли с собой. Здесь к ней стекалось множество православных финнов.

В 1956 году иноки, оставшиеся в живых, сменили место жительства на Хейнявеси, где обустроились в монастыре Новый Валаам. Через 7 лет монастырь подвергся расформированию. Коневская икона Божией Матери очутилась в Хельсинках, в 1969 – в Москве, где ее реставрировали. В 1970-м году афонская святыня вернулась на Валаам. Она хранится там и сегодня.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 23 июля, Коневская икона Божией Матери

Автор: Пономаренко Надежда