Когда день сорока Севастийских мучеников? 22 марта



В отечественной истории немало примеров героической гибели граждан страны за свои убеждения, в том числе веру. Порой эти смерти носят массовый характер. Зарубежные документальные источники также содержат информацию о подобных случаях. И память о некоторых из них находит отражение в христианских календарях. Так, всем православным известен религиозный праздник под названием «Сорок святых». Полное его наименование звучит как «День сорока Севастийских мучеников». Данную памятную дату церковь заповедовала отмечать ежегодно 22 марта. Но что это за «сорок святых» и как они, собственно, пострадали?

День сорока Севастийских мучеников

Содержание статьи:


История жизни и смерти

Сведения о подвижниках благочестия, сорока Севастийских мучеников, память которых празднуется христианами в 20-х числах первого весеннего месяца, восходят к IV-му веку н.э. В 313 году действующий император Рима святой Константин проявил милость к лицам, исповедующим веру Иисусу: он уравнял последних в правах с язычниками. Это совершенно не понравилось Ликинию — соправителю Константина, владевшего частью империи. Он являлся непримиримым врагом христианства, действуя из языческих убеждений.


Так вот, Ликиний принял решение, во что бы то ни стало искоренить в своей вотчине Христову веру. Но это лишь для начала. Грандиозным и важнейшим же планом Ликиния было свергнуть Константина и стать единственным римским императором. С данной целью коварный предатель начал формировать войско для войны против мудрого правителя, любящего христиан. И для воплощения задуманного Ликинию необходимо было, что называется, «почистить ряды»: уничтожить воинов, исповедующих Слово Божие, которые состояли у него на службе.

В городе Севастии, где разворачивались дальнейшие события, размещались несколько войск, укомплектованных бойцами-христианами. Один из военачальников по имени Агриколай управлял огромной дружиной из сорока верующих в единого Бога. На счету этих воинов было множество побед и подвигов, поэтому Ликиний поручил Агриколаю переманить воинов в языческую веру. Военачальник попытался, но у него ничего не вышло. Тогда сорок воинов были брошены в темницу. Находясь в тюрьме, подвижники Господни истово молились Творцу, благодаря чему получили откровение свыше. Оно звучало следующим образом: «...претерпевший до конца, тот спасен будет».


Миновала ночь, и наутро Агриколай, явившись к узникам, возобновил попытки сделать упертых христиан язычниками. Военачальник избрал другую тактику: он стал восхвалять силу, смелость и молодость воинов. А в заключении предложил отречься от христианской веры, обещая за это всевозможные почести от императора Ликиния. Но бойцы и тут не сдались. В ответ на это Агриколай сначала хотел заковать воинов в цепи, но, будучи обличенным в самоуправстве старшим из бойцов Кирионом, оставил строптивцев в камере без оков.

Прошла неделя. В Севастию пожаловал Лисий — знатный сановник. Цель его визита в город состояла в совершении суда над войском из сорока воинов-христиан. Но даже на суде бойцы не пожелали предать веру в Иисуса и перейти в язычество, отвечая Лисию так: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Данное заявление привело сановника в бешенство. Он приказал толпе забить упрямцев камнями, однако брошенные в невинных людей булыжники, будто отводимые от цели чьей-то невидимой рукой, летели мимо. Камень же, брошенный в мучеников самим Лисием, угодил в лицо военачальнику Агриколаю.


Язычникам стало ясно: сорок воинов находятся под незримым покровом. Делать нечего, их снова упрятали в темницу. И опять всю ночь в пламенных молитвах провели воины. И вновь услышали голос самого Бога: «Верующий в меня, если умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимите венцы нетленные».

Наступил новый день. Повторились допросы и суд, однако мученики оставались непреклонны в своих убеждениях. Надо сказать, что дело было зимой. Стоял сильный мороз, пронизывающий до костей. Мучители же раздели бойцов и оставили их под стражей на всю ночь на озере, покрытом льдом. В качестве мощного искушения язычники растопили баню на берегу вблизи пленников. После полуночи один из мучеников не выдержал злого холода и бросился к бане. Но как только нога воина коснулась пола, он тут же испустил дух. Остальные бойцы держались, и Бог сжалился над несчастными: вдруг стало светло как днем, лед растаял, а вода озерная оказалась теплой. Свидетелем этих чудес стал единственный бодрствующий стражник, охранявший узников. Аглаий — так его звали — увидел еще кое-что: над головами сорока мучеников имелись светящиеся венцы. Тогда стражник разделся и встал вместе с воинами.


Утром мучители увидели всю ту же картину, а еще своего товарища, прославляющего вместе с христианами единого Бога. Стражники вывели бойцов вместе с Аглаием из озера и подвергли их страшным мучениям.

После казни тела воинов возложили на колесницы и отправили к месту сожжения. Следует отметить, что в результате пыток самый юный из бойцов Мелитон был еще жив. Здесь же присутствовала мать смельчака, которая водрузила умирающего сына на плечи и пошла с драгоценной ношей вслед за колесницей с останками мучеников. Когда же Мелитон скончался, христианка позаботилась о том, чтобы он присоединился к своим товарищам.

Тела сорока святых воинов мучеников язычники предали огню. Обуглившиеся кости несчастных бросили в воду, чтобы верующие не имели возможности достать их и похоронить по христианскому обычаю. Спустя три дня после данного акта избранники Божьи явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому и повелели ему похоронить свои останки. Взяв с собой помощников, духовное лицо отправилось к месту сожжения. Кости сорока Севастийских мучеников были общими усилиями собраны и погребены в землю с почестями и молитвами.


День сорока Севастийских мучеников

Памятная дата в народных традициях

Русские, будучи уже крещеными в православии, до конца не могли уйти от обычаев прошлого. Славянские языческие корни даже сегодня, нет-нет, а дают порой нам знать о себе. Религиозные праздники — яркий тому пример. На них русские испокон веков, так или иначе, смотрели сквозь призму язычества. Вот и день памяти сорока Севастийских мучеников в народе по сей день называют не иначе, как «Сороки». Правда, есть и менее распространенные наименования у этой даты: Сорок сороков, Кулики, Жаворонки, Заклички.



Если с первым все ясно, то, как же обстоит дело с остальными названиями? Все просто на самом деле. Кулики и Жаворонки - потому что наши предки верили, будто 22 марта (9 марта по с.ст.) прилетают жаворонки — вестники Весны. Отсюда и традиция печь под Сорок сороков птичек из теста.

Название праздника «Заклички» связано с тем, что в указанный день действительно по старинному народному обычаю происходили вторые заклички весны. Упомянутый обряд сопровождался пением специальных песен — веснянок

Некоторые приметы в день сорока Севастийских мучеников

А еще наши предки свято верили в приметы. Если в день памяти сорока Севастийских мучеников пела синица — следовало ждать наступление тепла. Когда же прилетал зяблик — мог вскоре ударить мороз. Возьмите и вы эти приметы на заметку!


Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 22 марта, День сорока Севастийских мучеников

Автор: Пономаренко Надежда

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!