Освященное время Церкви
Есть в православном календаре праздники громкие, значительные: Рождество Христово, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери, Пасха, День святителя Николая-чудотворца и т.п. Но имеются там также и совсем незаметные христианские даты, о которых мало кто даже из верующих слышал и знает. Пример – Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг. Этот праздник Церковь постановила отмечать ежегодно 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
Содержание статьи:
История и особенности даты
Все жители Земли встречают Новый год в ночь с 31-го декабря на 1-е января. Это давно уже стало традицией и ни у кого не вызывает вопросов, почему происходит так, а не иначе. Что касается людей верующих, исповедующих христианство, в частности – православие, для них имеет или, по крайней мере, должно иметь значение такое понятие как «церковный год», иначе – «церковное новолетие». Последнее традиционно наступает 1 марта и называется началом индикта. Соблюдение данного обычая установили в свое время александрийские ученые, которые на основании произведенных ими же расчетов сделали следующий вывод: Творец закончил сотворение непосредственно в пятницу 1 марта – день, предшествующий субботе. Он известен большинству под другим наименованием: «день отдохновения».
Конечно, если посмотреть на данный вопрос с астрономической точки зрения, можно с уверенностью сказать, что любая дата условна. Ведь все точки земной орбиты равноудалены друг от друга, посему никакой разницы нет в том, какую из них считать точкой начала отсчета. Неизвестно, учитывали ли это мнение на Руси, однако в нашей стране в 1363 году начало церковного года стали отмечать не с 1 марта, а с 1 сентября. В Римской империи такая смена дат случилась и того раньше: в 325 году, в эпоху правления Константина Великого. И здесь для понимания глубины явления следует вернуться к уже упомянутому выше термину «индикт». Он обозначал все в том же Риме конкретный период в несколько лет (латинское слово «indiction» происходит от понятия «indico», что переводится как «оценивать, назначать цену»). Индикт ввели в обиход римские императоры для сбора налогов. В конце каждого такого временного промежутка объявляли начало сбора податей с населения и непосредственно осуществляли его. Продолжительность индикта определялась исключительно волей императора и могла составлять от 5-ти до 15-ти лет. В 314-м году произошла регламентация периода индикта – теперь он продолжался ровно 15 лет. Таким образом, сбор налогов (податей) с граждан империи осуществлялся отныне через данный промежуток времени.
Конкретную дату начало индикта получило с легкой руки римского правителя Октавиана Августа. Для сбора податей он назначил день собственного рождения – 23 сентября. Около 462-го года дата эта была перенесена на 1 сентября. С той поры годы в индикте стали именовать следующим образом: «первый год индикта», «второй год индикта» и т.д. Спустя какое-то время этимология выражений изменилась: теперь говорили не иначе, как «первый индикт», «второй индикт» и т.д.
537-й год стал переломным в данном вопросе. Император Юстиниан I издал 47 новеллу, а также ввел единообразие в летоисчислении. Исходя из названного выше документа, созданного императором, новый год должен был отныне указываться во всех официальных бумагах Римской империи и – самое главное – начинаться 1 сентября. До этого события существовал другой подход к делу: в каждом городе использовалась собственная, индивидуальная точка отсчета для летоисчисления.
Позже античные греки приложили руку к тому, что термин «индикт» превратился в синоним слов «лето», «год». Соответственно, «новый индикт» - это то же самое, что и по-славянски «новолетие», а по-русски - «новый год». Со временем восточные христиане на официальном уровне приняли Юстиниановское новолетие в свой церковный календарь, сохранив при этом и дату события – 1 сентября. Так появился православный праздник Освященное время Церкви.
Богослужения в честь торжества
В день, когда христиане отмечали Новолетие, в храмах совершались соответствующие службы. Начиная с VI-го века в богослужения эти стали входить различные торжественные песнопения (например, кондаки, тропари), уставные чтения (апостольские, евангельские). И до сегодняшнего дня эти компоненты – неотъемлемая часть богослужений, осуществляемых 14 сентября, в день празднования Освященного времени Церкви.
Начиная с конца X-го века, после того, как языческая Русь приняла христианство, рассматриваемая нами религиозная дата приобрела православный статус. Годовое гражданское летоисчисление наши предки продолжали вести с 1 марта, следуя римскому календарю, а вот церковный год у них теперь начинался по-новому – с 1 сентября. В 1492-м году от Рождества Христова точки отсчета гражданского и церковного календарей сравнялись: оба стали начинаться с первого дня осени. Данная традиция утратила свою силу по указу Петра Великого, который в 1700-м году ввел в России новый гражданский календарь. Последний предполагал, что новый год начинается 1 января, а отсчет лет производится не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова.
Это событие внесло изменения в богослужения, производимые в день 1 сентября. После утрени и литургии перестали служить торжественный молебен в присутствии царя и патриарха. Но на сам факт существования церковного новолетия сие никак не повлияло: утреню, литургию и вечерню продолжали совершать по прежним богослужебным текстам, в которых Церковь обращается к Богу за получением благословения на предстоящий год. Более того, даже в советскую эпоху, а также и сегодня, в XXI-м веке, верующие православные христиане молят Бога благословить новое лето (новый год) именно 1 сентября.
Понятие Миротворного круга
В христианском празднике, отмечаемом ежегодно 14 сентября по новому стилю, помимо термина «церковное новолетие» упоминается также выражение «Миротворный круг». Под ним подразумеваются круговые таблицы, по которым без необходимости совершения сложных математических вычислений можно определить дату Пасхи на любой год. Таким образом, Миротворный круг отражает в этом плане как прошлое, так и будущее. В нем заключено вечное круговое течение времени, а также циклическое повторение астрономических явлений в соответствии с числами юлианского календаря.
Миротворный круг, как и церковное Новолетие, связан с термином «индикт», который мы разбирали с вами выше. По сути, синонимом интересующего нас понятия является выражение «Великий Индиктион». Это не хозяйственная величина, в отличие от индикта простого. Миротворческий круг охватывает 532 года, определяя, таким образом, не только пасхальный цикл, но весь церковный календарь в целом. Великий Индиктион был создан отцами Первого Вселенского собора. Это событие явилось, по большому счету, воцерковлением Юлианского календаря, известного со времен язычников.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: Освященное время Церкви, 14 сентября, миротворный круг, церковное новолетие
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!