Бабушки и дедушки бывают разные: психолог выделила 3 модели взаимодействия старшего поколения с детьми
Психолог Елена Друма
Если сейчас вспомнить детство, огромная его часть будет связана с бабушками и дедушками. Тогда нас, и правда, очень часто возили к ним в гости на каникулы, на праздники и просто так.
А как мы сами ждали этого времени! Деревня, свежий воздух, зеленая трава, вкусные ягоды и раздолье.
Но в современном мире наблюдаются совсем другие тенденции. Родители, наоборот, стремятся дозировать общение внуков с их бабушками и дедушками. Якобы, их методы воспитания отрицательно воздействуют на ребенка.
В связи с этим появились различные направления в отношениях детей и старшего поколения.
Все их можно выделить в три основные категории:
- бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании и развитии внуков;
- выполняют определенные функции, когда это необходимо (посидеть с детьми, когда мама с папой уезжают, забрать из школы, накормить и так далее);
- не принимают никакого участия в общении с внуками, их воспитании.
И, конечно, у каждого из направлений есть свои особенности, достоинства и недостатки. Давайте попробуем разобраться в этом, а заодно и решить, действительно ли влияние старшего поколения на современных детей несет отрицательные последствия.
Бабушки и дедушки, которые активно участвуют в жизни внуков
Если ваши с мужем родители не просто выполняют какие-то отдельные функции, а осознанно и обдуманно относятся к процессу общения, пытаются найти индивидуальный подход к ребенку, к вам, ищут наиболее приемлемые способы коммуникации, такое общение приносит очень много пользы.
Снижается уровень нагрузки для родителей. Это прекрасная для них возможность поддерживать свой ресурс, чтобы проводить время с ребенком качественно, наполнено, с теплом и любовью.
У ребенка расширяются границы познания себя, типов взаимоотношений и так далее. Ведь у него появляются дополнительные «зеркала» в виде бабушек и дедушек, в которых он видит свое отражение, осознает свою ценность для них.
К тому же, у него появляется возможность видеть разные типы отношений между людьми – у мамы с папой контакт построен так, а у бабушки с дедушкой по-другому. Это дает ребенку возможность выбирать между различными моделями взаимоотношений. А также понимать, что люди все разные, и это абсолютно нормально.
Когда ребенка окружают как можно больше родных и близких людей, заинтересованных в его личности, в его жизни, его мировоззрение становится намного разнообразнее и многограннее.
Происходит более качественная и полная передача семейной истории. Старшее поколение, в силу возраста, могут гораздо больше рассказать об особенностях культуры, традициях и семейных ценностях, о судьбе предков. Например, что прадедушка был на войне, прабабушка была медсестрой, как они жили, что и как делали. Как было принято в те времена и как все изменилось сейчас и так далее.
Такие моменты благотворно сказываются на укоренении и укреплении связей ребенка с семьей, на его ощущение принадлежности чему-то целостному и большему.
Бабушки и дедушки могут научить ребенка тому, чему родители не могут (не умеют, нет времени и прочее).
Старшее поколение очень часто оказываются более терпимы к шалостям и капризам ребенка. Это не значит, что они любят внука больше, чем родители. Просто над ними не висит миссия воспитания, и они чувствуют себя свободнее в этом плане.
У ребенка появляется навык выстраивания теплых, доверительных отношений с другими людьми, помимо родителей.
В сложные для семьи периоды ваши родители могут объединять, сплачивать еще сильнее и, тем самым, создавать ощущение целостности и внутренней опоры. Даже, если мама с папой разводятся.
Какие отрицательные моменты в этом могут быть?
Бывает так, что бабушка и дедушка активно участвуют в воспитании внуков, но совсем с другой позиции. Конкурируют с родителями, признают только свой опыт, как более значимый и единственно верный.
Конечно, такая ситуация накладывает отпечаток не только на общение между взрослыми, но и на самого ребенка. Ведь он находится в расщепленном состоянии, когда значимые для него взрослые говорят о разном и пытаются вложить в него порой противоположные ценности.
Дети, чья психика еще не развита и достаточно уязвима, тяжело переживают такое рассогласование.
В этом случае родителям очень важно установить границы и обозначить, что именно они, в первую очередь, формируют систему и метод воспитания.
В такой ситуации, вместе с семейными историями могут передаваться и негативные установки: «Много денег честным трудом не заработать», «Секс – это стыдно», «Нужно со всеми делиться», «Слушайся старших, они лучше знают» и прочие пережитки, доставшиеся нам в наследство из постсоветского пространства.
Иногда, в эту историю добавляются обязательства и долги. То есть, бабушка и дедушка могут полагать, что родители внуков должны им за то, что они вносят свой вклад в воспитание.
Раньше, действительно, огромная помощь со стороны родителей уже взрослым детям считалась нормой. Но сейчас эта норма уже трансформируется и теряет свою популярность.
На ее смену приходят индивидуальные для каждой семьи и ситуации договоренности, нужны ли компенсации старшему поколению за то, что они помогают родителям в воспитании и развитии внуков. А также, в каком виде эта компенсация будет выражаться.
Бабушки и дедушки, которые изредка принимают функциональное участие в воспитании
Функциональное участие обычно применяют те дедушки и бабушки, которые сами не могут приближаться, формировать теплое общение. Поэтому, они выражают свои чувства, привязанность через определенные, понятные функции: покормить, сводить на прогулку, сделать уроки и так далее.
Из плюсов такого участия можно выделить все ту же разгрузку для родителей, а также полноценное удовлетворение детских физиологических потребностей.
Минус такой модели отношений в том, что потребность ребенка в контакте, близости остается неудовлетворенной или удовлетворяется частично.
При этом, бабушка и дедушка могут проводить с внуком достаточно много времени. Но количество не равно качеству.
Часто при таком контакте не учитываются истинные потребности ребенка. Бабушки и дедушки делают для внука то, что сами считают полезным и необходимым. При таком подходе у ребенка формируется такая же нечувствительность к себе.
Бабушки и дедушки, которые не принимают участие в воспитании внука
К этой модели относится старшее поколение, которое избегает общения с внуками, либо придают контакту формальный характер, например, ограничиваются подарком на день рождения.
Такой формат отношений можно сравнить с пустотой на том месте, где должен быть зуб. Отсутствие контакта с бабушкой и дедушкой вызывает очень много недоумений. Ведь человек есть, а отношений нет. Ребенок не понимает, почему его отвергают родные люди.
Такая ситуация может негативно сказаться на связи с семейной системой.
В этом случае все будет зависеть от того, насколько родители смогут экологично, правдиво и с хорошим посылом объяснить ребенку, что не всегда получается построить отношения с людьми, даже родственниками.То есть, вместо «бабушка с дедушкой нас не любят, поэтому не приходят в гости» сказать, что у бабушки и дедушки, вероятно, есть определенные причины, по которым они не могут с нами общаться. Но это не означает, что с нами что-то не так».
На общение внуков со старшим поколением оказывают влияние много факторов: от возраста, личного опыта и характера бабушек и дедушек до норм общения и семейной культуры в вашей ячейке, насколько представителям разных поколений получается учитывать интересы и особенности друг друга.
В любом случае, общение ребенка с бабушками и дедушками пойдет ему на пользу, а как это будет происходить и будет ли вообще, решать только вам.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Автор: Елена Друма
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!