Когда отмечается праздник Васильев день (Трехсвятие)?
Ближе к середине второго и наиболее сурового месяца зимы православная Церковь отмечает важную дату. Название праздника звучит следующим образом: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В народной традиции день 12 февраля именуют кратко Трехсвятием. По старому стилю дата выпадала ежегодно на 30 января. Узнать основную информацию о религиозном февральском торжестве, под названием "Васильев день", вы сможете, прочитав данную статью.
Содержание статьи:
Противостояние
Чтобы понять, как появился праздник Трехсвятие, который по имени одного из святителей, почитаемых 12 февраля, называют нередко еще и Васильевым днем, необходимо заглянуть вглубь веков, а именно перенестись мысленно в эпоху правления императора Константинопольского Алексея Комнина (годы царствования 1081 – 1118). В то время в среде христиан разгорелся нешуточный спор. Предметом его стал вопрос, на который никто не мог найти ответа: какой из трех выдающихся отцов Церкви важнее, кто сделал больший вклад в становление и развитие христианства – Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст?
Спорщики разделились, соответственно, на три лагеря, каждый из которых защищал конкретного святителя. Представители первой группы - василианы - считали наиглавнейшим Василия Великого, мотивируя тем, что указанный подвижник благочестия владел искусством красноречия, убеждения, даром всепрощения, был чужд всего земного, мирского, но при этом имел твердый характер, сумел найти объяснения тайнам бытия и, благодаря многочисленным добродетелям, может быть приравнен к ангелам Божиим. Участники второго лагеря – иоанниты - возражали, так как самым главным святителем видели Иоанна Златоустого. В качестве доказательств собственной правоты они перечисляли разнообразные добродетели и подвиги выдающегося отца Церкви: та же способность к ораторству, что проявилась во всей красе в деятельности проповедника, а еще стремление наставить грешников на путь истинный, убедив их покаяться, человеколюбие. Наконец, христиане, образовавшие третью группу, называли себя сторонниками святителя Григория Богослова (григориане) и почитали его выше первых двух озвученных деятелей Церкви. Причиной было то, что данный праведник не в меньшей, а может и в большей, по мнению его защитников, мере обладал даром источать медоточивые речи, обращающие к Богу грешников, чем Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Он достиг наивысшей степени в созерцании Господа и являл своим примером простым смертным, как должно использовать сие в повседневном земном существовании. Ну а едва ли не главным преимуществом Григория Богослова представители третьего лагеря считали замечательное изложение святителем учения о Святой Троице, в чем равных ему, по убеждению этих мужей, быть не может.
Противостояние трех групп христиан приобретало все большие масштабы. В итоге в него оказалось вовлечено все население Константинополя. Многие участники нескончаемых дискуссий о важности одного из трех святителей совершенно позабыли о необходимости уважать каждого избранника Божия хотя бы потому, что тот выше любого обычного человека. Перебранкам и ссорам не видно было конца. Так и продолжалось бы, наверное, по сей день, если бы не вмешательство Высших Сил, а лучше сказать – самих отцов Церкви, почитаемых православными христианами ежегодно 12 февраля.
Чудное видение
Конец спорам положил человек, являвшийся достаточно важной персоной и в религиозном отношении тоже. Им стал Иоанн Мавропоид, митрополит Евхаитский – учитель словесности и поэт, осуществлявший свою деятельность в византийской столице. Однажды ему приснился удивительный сон, в котором Иоанн увидел сначала каждого из трех святителей по отдельности, а затем всех вместе. И сказали отцы Церкви митрополиту:
«Мы равны у Бога, как ты видишь: нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Нет между нами ни первого, ни второго. Повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, соедини в один день память о нас и составь нам праздничную службу, а прочим людям передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».
После слов этих три святителя вознеслись в небеса, сияя светом неземным, называя друг друга по имени.
Конечно же, Иоанн Мавропоид счел дивное видение знаком Господним. Он тотчас собрал народ на площади и поведал ему о своем боговдохновенном сне.
Люди уважали религиозного деятеля, потому без колебаний поверили ему и прекратили всяческие разногласия. Мало того, они обратились с просьбой к Иоанну Евхаитскому как можно скорее составить службу праздника, объединившего бы трех выдающихся отцов Церкви. Именно митрополит назначил дату почитания Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. День 30 января был выбран им не случайно – таким образом, Иоанн Мавропоид решил подытожить месяц, на протяжении которого каждый из трех святителей вспоминался по отдельности.
«Земная троица»
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (Васильев день) – праздник 12 февраля - очень важный.
Все три учителя Церкви были не похожи друг на друга как личности, но делали, в общем-то, одно дело. Они несли в массы слово Божие, являлись примером для подражания простым людям и заповедали народу почитать Пресвятую Троицу. Наверное, поэтому еще три святителя в тропарях, посвященных празднику 12 февраля, именуются «земной троицей».
Чем же прославились участники Божественного трио? Каждый из них имел собственные добродетели. Так, святой Василий Великий слыл очень умным, грамотным человеком. Отличавшийся неутомимой жаждой познания, он обладал многочисленными талантами и способностями. Особенно святитель преуспел в красноречии и философии. Все это предоставляло ему прекрасную возможность стать великим ученым, уважаемым светским обществом. Но свт. Василий пожертвовал ею, чтобы постичь христианскую науку, в которой преуспел не меньше.. К числу его многочисленных добродетелей следует отнести целомудрие, равнодушие к материальному. Он прятал мягкость сердца под стальной несокрушимостью духа.
Иоанн Златоуст был совершенно другим. Но это не умаляет вовсе его достоинств, скорее наоборот.
Святителю Иоанну удалось стать духовным вождем. Народ любил его и внимал ему. Зато проповедника ненавидели представители духовенства, так как тот не желал подчиняться системе. Иоанн Златоуст в этом отношении зависел только от Бога. Его отличали изящество речей, умение верно толковать Священное Писание.
Что касается Григория Богослова, это был великий созерцатель. А еще он являлся назидателем паствы, замечательным богословом и мудрецом. Григорий носил 12 лет сан святителя, совсем чуть-чуть пребывал на престоле Патриарха, а 60 лет уединился в пустыне. Святителя связывала дружба с Василием Великим.
Праздник 12 февраля "Васильев день" не утратил своей актуальности сегодня, ведь православная Церковь не сдает собственных позиций. Она продолжает нести людям свет истины.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!