Житие и смерть Святителя Кирилла Александрийского

В народе издавна существует традиция называть значимые в христианстве праздники своими именами. К примеру, Иваном Купалой кличут Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а день памяти пророка Илии не иначе, как Ильиным днем. То же произошло и с религиозной датой, выпадающей на 22 июня. Церковь установила ее в честь святителя Кирилла Александрийского, простые же люди чаще всего именуют таковую кратко: Кириллов день. В этот день, как и в любой из подобных праздников, можно, согласно народным поверьям, узнать о будущей погоде. Но если вам ближе христианские, а не языческие обычаи, следует, прежде всего, познакомиться поближе с личностью и жизнеописанием виновника торжества.

Святитель Кирилл Александрийский

Содержание статьи:


Детство и начало духовного пути

Святитель Кирилл родился в Александрии во 2-й половине IV-го столетия н.э. Он происходил из знатной, богатой, но в то же время достаточно благочестивой семьи, члены которой исповедовали христианство. Понятно, что воспитан будущий святой был в духе нестяжания и развития многочисленных добродетелей, то есть в соответствии с религиозными постулатами.

С ранней юности он получил блестящее образование, проявив рвение в изучении разнообразных наук. Кирилл овладел знаниями в области практически всех известных на то время светских наук, преуспел в философии, но более всего душа будущего святого лежала к Священному Писанию. Выучив последнее почти наизусть, Кирилл еще более стал привержен христианским истинам и старался жить, во всем их соблюдая. Он рос целомудренным и способным мальчиком. Будучи еще совсем юным, отрок поступил в скит святого Макария, где провел 6 лет. После на молодого человека обратил внимание родственник юноши – патриарх Феофил Александрийский. Тот причислил отрока к своему клиру и сделал Кирилла архидиаконом.


Святитель Кирилл Александрийский

Служение

Прошло время, благодетель юноши скончался. Он занял место Феофила, будучи единогласно избранным на престол патриарха Александрийского в 412 году. Получив соответствующие новому статусу полномочия, Кирилл приступил к очищению города от проповедников еретических лжеучений – новациан. Одним из догматов их «религии» был отказ во включении в церковное общество любого, кто после таинства крещения совершил смертный грех. Новациане считали себя непорочными и в знак подтверждения сего носили белые одежды.

Покончив с указанными выше фанатиками, молодой патриарх взялся за разорение капищ и, главным образом, изгнание из этих бесовских «храмов» нечистых духов. Его единственным оружием была усердная молитва, возносимая Богу. И творец услышал своего слугу: послал тому в видении Ангела, который повелел святителю перенести мощи мучеников врачей-бессребреников Кира и Иоанна в Мануфин, погрязший в язычестве. Кирилл послушался, а после устроил на месте капища церковь.

На этом миссия патриарха Александрийского по борьбе с противниками христианства и всего рода человеческого не закончилась: задумал Кирилл расправиться с иудеями, учинявшими в городе кровопролитные преступления. Сначала он поговорил с начальниками синагог, призвав их повлиять на народ свой и остановить происходящие бесчинства. Однако это все еще более усугубило: иудеи под прикрытием мнимого пожара убили в Александровской церкви христиан, прибежавших тушить несуществующий огонь. Кирилл стал искать справедливости, желая наказать небожителей по совести, но нигде не находил поддержки: ни у Ореста - епарха города, ни у других уполномоченных лиц. Мало того, указанный епарх разозлился настойчивостью святителя и стал чинить ему и родственникам, друзьям патриарха различные пакости. Незавидная участь была и у обычных христиан: иудеи пороли их, забивали до смерти.

Одного отрока мятежники вообще распяли на кресте и мучили, пока тот не скончался. Это стало последней каплей для патриарха Кирилла Александрийского – святитель написал императору, рассказав в своем письме обо всех происходящих с легкой руки городского епарха злодеяниях. В итоге, хотя и не скоро, Орест был снят с должности, а начальники синагог казнены.

Святитель Кирилл Александрийский

Противостояние Кирилла и Нестория

На какое-то время в Александрии воцарились мир и спокойствие. Святитель Кирилл благополучно наставлял свою паству и проповедовал слово Божие. Но однажды вновь грянула беда: в городе объявился еретик по имени Несторий. Его лжеучение основывалось на хуле Иисуса и Матери божьей. Несторий внушал людям, будто Христос был обычным человеком, а Богородицу следует называть поэтому Христородицей. По данной ереси ее изобретатель написал множество сочинений. Эти письмена лжепророк разослал по городам и весям. В среде христиан в итоге возникли раздоры, что не могло не возмутить душу патриарха Кирилла. Святитель пытался сначала увещевать Нестория, уговаривать оставить ересь и обратиться в истинное христианство – никакого эффекта.

Тогда патриарх Кирилл Александрийский написал царю в Константинополь, клиру Константинопольской церкви, папе Римскому Целестину, епископам всех приходов во многих странах. В своих письмах святитель не только просил повлиять на Нестория, но и предостерегал от увлечения ересью лжепророка. Когда и этот шаг не принес ожидаемых результатов, был созван III Вселенский Собор в Эфесе, причем председателем мероприятия стал именно патриарх Кирилл. На Собор съехались 200 епископов, виновник же смуты не явился, как не настаивали на этом участники собрания.


Сочинения Нестория были рассмотрены в отсутствии их выдумщика и оценены как еретические, главный постулат «религии» лжепророка отвергнут. Претензии же Кирилла постановили считать обоснованными, а его проповедничество истинно христианским. Еретика предали анафеме и отправили в ссылку в Оасим. Впоследствии смутьян там и скончался.

Святитель Кирилл Александрийский

Кирилл и Иоанн Златоуст

Можете ли вы себе представить, что святой мог гневаться на такого же избранника Божия? Нет? Напрасно: такая ситуация имела место быть в отношении патриарха Александрийского Кирилла к великому пророку Иоанну Златоусту. Святитель слишком долго находился под влиянием своего дяди Феофила и иных лиц, ненавидевших Иоанна и оклеветавших его. Посему патриарх уподобился своим знакомым – из-за элементарного неведения. Даже после смерти пророка Иоанна святитель долго не мог изменить своего о том мнения. Но, в конце концов, это пришлось сделать благодаря стараниям святого Исидора Пелусиота, а более всего – явлению Кириллу Богородицы в окружении избранников Божьих, среди которых патриарх узрел и Иоанна Златоуста. Когда святитель захотел припасть к ногам Девы Марии, обиженный им пророк преградил ему путь. Но Пречистая произнесла, обращаясь к Иоанну: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести – прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».

Это видение вызвало в душе Кирилла Александрийского горькое раскаяние. Святитель и после часто сокрушался о своем грехе против пророка Иоанна.

Святой занимал патриарший престол 32 года. Он оставил нам светлую о себе память, в том числе в виде многочисленных богословских сочинений и толкований Евангелия. Земная жизнь святителя Кирилла окончилась в 444 году.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 22 июня, Кириллов день

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!