Благоверная княгиня Анна Кашинская



И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить!

Анна Ахматова, «Причитание»

Благоверная княгиня Анна Кашинская

Содержание статьи:


В далеком прошлом нашей бескрайней страны большую распространенность имел обычай, бытовавший среди представителей аристократического, княжеского рода. Заключался он в следующем: люди благородного происхождения часто уходили в монастыри, где вели существование уединенное, пронизанное нескончаемыми молитвами в связи с трагическими событиями личного характера либо с наступлением периода старости. Ярким примером может послужить жизнь княгини Анны Кашинской. Она постриглась в монахини в связи с кончиной супруга и гибелью других близких. 25 июня – православный праздник, связанный с именем этой женщины: обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.


Житие и личность святой Житие и личность святой Анны Кашинской

Анна Кашинская родилась около 1280 года. Она являлась дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, а также правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского. Последний, между прочим, принял смерть мученика, отказавшись отречься от православной веры. Таким образом, в жилах княгини Анны текла не просто «голубая» кровь, но кровь благородной угодницы Божией.


Благоверная княгиня Анна Кашинская

В 1294 году княгиня лишилась отца. Спустя короткое время будущая святая вышла замуж. Ее супругом стал святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской. Однако, несмотря на кажущееся счастье, беды для Анны только начинались. В 1296 году чудовищный пожар уничтожил великокняжеский терем, где проживали супруги. В огне сгинули не только постройки, но и все имущество пары. Не успела Анна оправиться от пережитого, как внезапная болезнь поразила супруга молодой женщины. Правда, окончилось все благополучно – князь выздоровел, но случилось новое горе: первенец четы – дочь Феодора – умерла во младенчестве. А в 1318 году Анна потеряла любимого мужа. Князь Михаил отказал властителям Орды поклониться тамошним языческим идолам, из-за чего мужчину замучили до смерти.


Жизнь наносила Анне Кашинской удары один за другим. В 1325 году старший сын княгини Димитрий-Грозные Очи, находясь в Орде, убил виновника в смерти своего отца князя Юрия Московского, после чего сам погиб от руки палача по приказу ордынского хана. Спустя 14 лет там же смерть настигла второго сына Анны Александра и внука ее Феодора. Это была страшная гибель – через отсечение головы. После же мертвые тела буквально по суставам разняли. Так хан Орды отомстил русичам за восстание Твери против татарского ига.

Гибель близких родственников после череды смертей стала последней каплей для Анны Кашинской. Она приняла монашество и ушла в обитель, которую младший сын княгини Василий выстроил специально для своей праведной матери. Анна закрылась в стенах монастыря ото всего мира: уделом женщины стала нескончаемая молитва за так рано ушедших из жизни родных и близких людей, а также за воцарение на русских землях мира. Там она и скончалась в 1368 году, успев принять перед преставлением схиму, являющуюся великим ангельским образом. Погребение великой княгини произошло в Успенском храме обители.


Благоверная княгиня Анна Кашинская

Надо отметить, что из всего сонма святых русской земли Анна Кашинская выделялась добродетелью терпения. Данное свойство души, как известно, - важная ступень на пути обретения двух других качеств: кротости и смирения. Именно терпение послужило основанием для осуществления святой Анной монашеского подвига.


Прославление и почитание угодницы Божией

Прошло время. В 1611 году в кашинском храме во имя Пресвятой Богородицы были обнаружены останки Анны Кашинской. Оказалось, что достаточно долго к гробнице святой относились с небрежностью и без должной доли уважения. Почитание мощей Анны Кашинской началось вскоре после указанного события: одно за другим последовали исцеления людей от святых останков. В частности, праведница излечила от тяжкой болезни пономаря Герасима, явившись к нему. Таким образом мощи святой были провозглашены чудотворными. Их в 1649 году освидетельствовали представители тверского духовенства по приказу действовавшего тогда царя Алексея Михайловича. Мало того, гроб с останками порешили открыть, а праведницу – канонизировать, что и было сделано в присутствии монарха, его супруги, сестер, а также простого верующего люда. Вскоре после упомянутого события у мощей Анны Кашинской чудеса стали происходить с удвоенной силой и частотой.



Какое зрелище открылось при открытии гроба с мощами великой княгини глазам пришедших? Удивительное во всех отношениях: тело святой оказалось нетленным, за исключением небольших участков на ступнях и лице праведницы. Пальцы правой руки Анны Кашинской были сложены так, будто она собирается совершить крестное знамение. Только не трехперстное сложение увидели люди, а древнее двуперстное.

Благоверная княгиня Анна Кашинская

На следующий год (1650) мощи благоверной княгини были торжественно, снова при большом стечении народа, в присутствии царя и духовных иерархов, перенесены из ветхого Успенского храма города Кашина в Воскресенский кафедральный собор. Тогда же установили два праздника, посвященные памяти праведной Анны: день преставления святой (2 октября) и день обретения мощей княгини (21 июля). Известный писатель Епифаний Славинецкий в 1660 - 1670-е годы составил службу на перенесение мощей. Его же перу принадлежат сказание о перенесении и обретении тела княгини, житие Анны Кашинской, «плач княгини Анны». В честь святой по велению царя был построен храм.


Вернемся к двоеперстному перстосложению, замеченному при открытии гроба великой княгини. Оно стало причиной споров между старообрядцами и новообрядцами по поводу древности данного знака, изображаемого пальцами при осуществлении крестного знамения. У старообрядцев было теперь прямое доказательство собственной правоты на этот счет: мощи святой Анны Кашинской. Однако в 1677 году заинтересованные вышестоящие духовные лица из новообрядцев произвели повторный осмотр мощей княгини и вынесли следующий вердикт: «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Обнаружилось и расхождения между житиями и сказаниями о праведнице. На самом деле все это было попыткой любым способом доказать древность троеперстного сложения, а явное свидетельство таковой сложения двоеперстного – ликвидировать. Закончилось дело тем, что Анну Кашинскую объявили не святой, иконы с ее изображением убрали, украшения с раки уничтожили, сами мощи закопали, сравняв могилу с землей. Имя Анны из святцев также исключили.



Но спустя какое-то время справедливость была восстановлена. В 1818 году Святейший Синод дал разрешение включить имя Анны в месяцеслов. В 1899-1901 началась подготовка к восстановлению церковного почитания княгини. В 1908-м произвели повторную канонизацию Анны Кашинской. Мощи изъяли, правда, только в 1930-х гг., Церкви же они были возвращены и того позже – в 1948 году. Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме города Кашина и открыты для всеобщего поклонения.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Благоверная княгиня Анна Кашинская, 25 июня

Автор: Пономаренко Надежда

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!