Российские праздники
Главная   Праздники   Праздники января  

День российской печати

День российской печати

13 января 1703 года в России по указу Петра I вышел в свет номер первой российской газеты «Ведомости».

Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась то в Москве, то в Санкт-Петербурге, при этом она фактически не имела постоянного названия – «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские»…


Содержание статьи:


С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания - как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий.


Сам профессиональный праздник День российской печати был учрежден указом Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 года взамен существующего тогда Дня советской печати, отмечавшегося 5 мая.

До 1991 года этот праздник назывался "День печати" и отмечался ежегодно 5 мая. Установлен он был в ознаменовании выхода первого номера массовой большевистской газеты "Правда" 5 мая (22 апреля по ст. ст.) 1912 года. Первый декрет о государственном издательстве вышел 29 декабря 1917 года. В 1918 году по инициативе В.И. Ленина была создана Центропечать, призванная распространять все выходящие в Советской России издания.

"Подписчиками "Правды" были на 9/10 рабочих", - писала Н.К. Крупская, сделавшая по заданию Ленина в конце 1913 года карту распространения "Правды". Благодаря массовой поддержке рабочих "Правда" выходила большим по тому времени тиражом - в среднем 40 тысяч экземпляров, а в отдельные месяцы - до 60 тыс. экземпляров ежедневно.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года праздник стал называться "День российской печати" и отмечаться ежегодно 13 января.


Сегодня Россия охвачена СМИ-лихорадкой. По темпам роста рынок прессы в России уступает только аналогичным рынкам Индии и Китая. Однако количественный рост печатных СМИ в России, по наблюдениям экспертов, не сопровождается адекватным ростом тиражей и продаж. С 2001 по 2004 год тиражи сокращали даже самые известные издания, число читателей ежедневной прессы за это время упало с 4,2 до 3,4 млн человек. В последние два года ситуация несколько стабилизировалась, а общая аудитория печатных СМИ даже увеличилась, преимущественно за счет развлекательных изданий.

Одной из острых проблем российского газетного рынка считается преобладание на нем нерыночных механизмов. До 90% российских газет субсидируется госструктурами и частными инвесторами, которые относятся к изданиям как к политическому ресурсу и не требуют от них окупаемости. Профессия журналиста в России в условиях бурного развития рынка является одной из самых востребованных, при этом оставаясь и одной из самых опасных. По данным Комитета по защите свободы олова и прав журналистов, за последние 15 лет в России было убито более 300 журналистов, большинство преступлений до сих пор не раскрыто.


Празднование

13 января в день своего профессионального праздника наиболее талантливых представителей отечественных средств массовой информации традиционно чествуют, как лауреатов ежегодных премий.

В этот день ежегодно проходит вручение премий правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации, а также вручение грантов, направленных на поддержку самых значимых проектов молодых и творческих журналистов. Присуждается премия правительства с 1997 года.

В России в 2009 году было зарегистрировано примерно 47 тысяч газет и журналов, половина из которых издаются регулярно. В том же году в 2 раза увеличилось количество новых проектов в издательских домах и на телеканалах.

Понятие средств массовой информации

Средств массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.


Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.


СМИ сегодня

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Значение СМИ

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

Теги: День российской печати, праздник 13 января

Главная   Праздники   Праздники января  
Наш канал www.inmoment.ru на Яндекс.Дзене!

www.inmoment.ru на Яндекс.Дзене

Подпишитесь на канал www.inmoment.ru в Яндекс.Дзен! Самые новые и актуальные статьи всегда будут в вашей персональной ленте Дзена. Ежедневно, без праздников и выходных...>>

Красивая, здоровая и счастливая. Рассылка www.InMoment.ru