Сделай за меня: 6 принципов успешного делегирования



Домохозяйка вы или успешная бизнесвумен, если тащить все дела на себе, здоровья надолго не хватит. Основательница сети международной сети салонов депиляции SAHAR&VOSK Альбина Назарова поделилась, как научиться передавать часть своих задач другим.

Иногда звезды в интервью рассказывают, что умудряются совмещать карьеру и семью, а еще регулярно пекут пироги, моют полы в трехэтажном особняке и по два часа занимаются спортом. Как им удается? Никак, они обманывают поклонников. Причину их лжи можно понять: идеальная женщина, по мнению общества, должна все успевать и всегда улыбаться.

принципы делегирования

Содержание статьи:


принципы делегирования

Но стремление соответствовать этому образу обычно приводит к хронической усталости и депрессии. Знаменитости мирового масштаба, офисной сотруднице, домохозяйке не справиться без помощи. Если у вас нет возможности нанять домработницу или вызвать клининговую службу раз в неделю, у вас все равно есть достаточно возможностей передать часть дел другим людям: коллегам, друзьям, членам семьи. Но надо помнить основные правила делегирования.

Проанализируйте свои потребности

принципы делегирования

Не ждите, пока от усталости окажетесь на грани нервного срыва. Предупредите эту ситуацию. Если вы знаете, что в ближайшее время у вас увеличится нагрузка (например, ребенок пойдет в школу, вы получили повышение, вам предстоит переезд), то передайте некоторые свои обязанности.

Чтобы понять, что именно делегировать и кому, выясните, на что обычно уходит ваше время. Проведите в течение двух будних и двух выходных дней подробный анализ, чем вы занимаетесь с момента пробуждения и до отхода ко сну. Скорее всего, как и большинство женщин, вы тратите на домашние дела на 2 часа больше времени, чем ваш супруг. Или, вероятно, в офисе вы берете на себя задачи секретаря.

Определите возможности

Зачастую люди упираются в мысль: «У меня нет денег, чтобы платить кому-то за помощь». Во-первых, иногда ее можно получить бесплатно, если попросить коллег и близких. Еще один вариант — нанять человека на неоплачиваемую стажировку: вы ему передадите свои знания, а он высвободит ваше время.


Во-вторых, надо посчитать выгоду от делегирования. Например, я никогда не смогла бы открыть 92 салона по России, СНГ и Европе, если бы не научилась передавать какие-то обязанности компетентным сотрудникам. Моим потолком так и осталось бы два салона в Уфе, потому что с большим объемом справиться нереально.

Работа виртуального помощника или службы помощи по дому стоит не так дорого, как может показаться. А еще в вашем доме живут бабушки, которые не откажутся заработать прибавку к их крошечной пенсии, готовя вам ужин или приглядывая за вашими детьми.

Найдите правильного человека или команду

Не ищите того, кто делал все хорошо в 100% ситуаций. Иначе вам будет казаться, что единственный способный на это человек — вы сами (и это самообман). Выберите того, кто справляется на 70%. Такой подход — верное лекарство от перфекционизма (в дальнейшем оно поможет вам чуть снизить требования к себе и расслабиться). Перед беседой составьте список вопросов: часть можно найти на сайтах о подборе кадров, а часть лучше придумать в соответствии с вашей системой ценностей — желательно, чтобы человек, который будет вас в чем-то заменять, смотрел на работу так же. как и вы.


Важно, чтобы человек, который будет выполнять часть ваших дел, вызывал доверие. Уже несколько лет я веду бизнес удаленно. И это возможно только благодаря тому, что я тщательно подбирала команду и личную помощницу.

Сформулируйте ожидаемый результат

принципы делегирования

И вам, и человеку, которому вы передали свои задачи, нужно четкое представление о требуемых результатах. Чаще всего люди пытаются сделать все сами не потому, что так легче, а потому, что они не могут поставить четкую цель. Вряд ли вы, приходя в маникюрный салон, говорите: «Сделайте мне красиво», потому что не хотите за свои деньги получить руки-ножницы или безумный рисунок. Так и при общении с помощниками четко сформулируйте, что, как и к какому сроку сделать.


Если это офисная работа, покажите шаблоны, дайте контакты людей, которые могут помочь. Если дело касается уборки по дому, обозначьте все зоны, расскажите об аллергии на конкретное средство и сообщите заранее, что вам категорически не нравится. А потом обязательно попросите задать вопросы или высказать свои предложения (так как у другого человека может быть иной опыт или — держитесь! — больше знаний, чем у вас).

Оценивайте работу, но не влезайте

Велико искушение давать советы, поправлять или даже критиковать. Так обычно поступают сверхконтролирующие мамы, когда хотят привить ребенку какой-то навык, а вместо этого отбивают охоту учиться новому. Не надо ходить за домработницей по пятам и указывать на пропущенные места (или, что еще хуже, делать уборку вместе с ней). Также не стоит указывать подчиненному или личному помощнику на мелкие орфографические ошибки или детально разбирать манеру общения с клиентами.



Куда разумнее выделить время на разбор и оценку качества работы. После вашей обратной связи (и реакции человека не нее) будет легко сделать вывод, надо ли продолжать сотрудничество и как можно повысить качество.

Будьте готовы к тому, что сотрудник, которому передадите часть дел, будет выполнять все немного иначе, чем вы. Если вы захотите отказаться от помощи, задайте себе несколько вопросов, почему вам не понравился результат:

  • Мне не нравится стиль работы? Если это так, составьте подробную инструкцию, напишите сценарии разговоров по телефону, подготовьте все инструменты.
  • Мне не нравится ее качество? Тогда надо провести дополнительное обучение или провести его по схеме «Я делаю, ты смотришь» или «Мы делаем вместе».
  • Мне не кажется человек профессионалом? Вероятно, надо рассмотреть другую кандидатуру.

Если вы не можете четко сформулировать, что именно не так, то, скорее всего, вы привыкли чувствовать себя незаменимой, и помощь коллеги или наемного рабочего вызывает у вас психологический дискомфорт.


Благодарите

принципы делегирования

Конечно, если вы попросили мужа взять на себя приготовление ужинов, то думаете так: «Меня никто не благодарил». Но ведь было бы приятно, если бы все регулярно говорили, что ценят ваше потраченное время и любят ваши блюда? Скажите об этом супругу. И приучите его хвалить вас за любой вклад в домашние дела.

Если дело касается нанятых сотрудников, то не считайте, что денег достаточно. «Спасибо» повышает мотивацию. Как показывает исследование, качество труда растет тогда, когда человек испытывает положительные эмоции и чувствует себя значимым.


Автор: Альбина Назарова
основатель международной сети салонов депиляции SAHAR&VOSK и бренда косметики SV laboratories
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: принципы делегирования

Автор: Альбина Назарова