4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы



В традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и православные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства.

4 декабря православная церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых православных праздников.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Содержание статьи:


История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Согласно Преданию Церкви, имея три года от роду Дева Мария была приведена родителями – праведными Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм, чтобы быть посвященной на служение Богу. Когда младенец Мария в сопровождении родственников была приведена ко храму, встретивший ее первосвященник по внушению Святого Духа и к изумлению всех присутствовавших, ввел ее во Святая святых – главное место храма, в которое не то что младенец женского пола, но и сам первосвященник мог войти только один раз в год.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.


Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и ее жизнь в Иерусалимском храме.

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В апостольском послании, которое читается на богослужении праздника Введения Пресвятой Богородицы, рассказывается об устройстве ветхозаветной богослужебной скинии, по образцу которой и был в последствии создан Иерусалимский храм. Храм – это как бы небольшая модель мира и одновременно человека, микрокосм. В данном случае, используя в день Введения Девы Марии во храм апостольское чтение о устройстве скинии, Церковь указывает на храм как прообраз Богоматери. Скиния состояла из внешнего помещения, которое называлось «святое», а внутри него находилось другое, меньшее помещение, которое называлось «Святая святых».


Во внешнее помещение регулярно входили священники для совершения богослужений, а во Святая святых только один раз в год входил первосвященник с жертвенной кровью для очищения грехов народа. Также во Святая святых происходили богоявления. Поскольку Деве Марии предстояло Самой стать вместилищем Бога, Первосвященник и ввел Ее во Святая святых. Апостол Павел в своем послании перечисляет священные предметы, которые находились во Святая святых. В свою очередь Церковь в богослужении образ каждого из этих предметов употребляет в отношении Богоматери. Это золотая кадильница, в которой огонь и фимиам – образ Божества. Это Ковчег Завета, в котором находилась манна небесная, символизирующая Христа , процветший жезл Ааронов, символизирующий рождение от Девы не знавшей мужа и скрижали Завета – образ воплощенного Слова.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Годовой богослужебный цикл – это образ всемирной истории, и тот день, в который первосвященник входил во Святая святых с жертвенной кровью животных был прообразом пришествия в мир Сына Божия – истинного архиерея, принесшего себя в жертву во оставление грехов.


О введении Пресвятой Девы во храм по достижении ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.), блаженный Иероним (IV в.), святой Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в ХIII вв. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

День Введения во храм Пресвятой Девы Марии – это день явления миру избранной Богом, чистейшей из всех живших на земле, не имевшей и тени греховного помысла.

Иконография праздника

Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, между VII и IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гереме, нач. или 1-я пол. X в. и (Каппадокия); собор Святой Софии в Киеве, 1037–1345 гг.; церковь Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в.; церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г.; церковь Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; церковь Спасителя в монастыре Жича (Сербия), 1309–1316 гг.; церковь Кралева (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница (Сербия), 1314 г.; церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.; собор монастыря Хиландар на Афоне, 1320–1321 гг.; монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321 гг.).


Введение во храм Пресвятой Богородицы в составе цикла жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница), в наосе (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева церковь в монастыре Студеница), в параклисе (церковь Спасителя в монастыре Жича, церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в западном компартименте под хорами (собор Мирожского монастыря), в нартексе (церковь Успения Богородицы в Дафни, монастырь Хора).

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение во храм Пресвятой Богородицы изображено на миниатюре Минология Василия II [30], на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., монастырь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.


Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храмъ, Богородица, въ храмъ Господень приводится». 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» (напр., «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери». 1-я стихира на стиховне (великая вечерня) глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43. 1–7, 44. 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.



В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу. Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г., эти сцены представлены рядом на северной стене, в церковь свт. Николая на о-ве Липно (Новгород), 1299 г., друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296; собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80–90-е гг. XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).


Введение во храм Пресвятой Богородицы

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения во храм Пресвятой Богородицы акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г. Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643, Введение изображено в интерьере 5-главого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.

В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) Введение показано в интерьере 3-главого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа прав. Иосифа в новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручении Марии».


Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенном светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церковь Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192.

В церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиционная схема Введения так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой младенца Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу протоевангелия о том, что к удивлению присутствующих Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма.

Народные приметы

В старину православные ассоциировали праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы не столько с Богородицей, сколько с началом настоящей зимы, ее вступлением в свои права. Поскольку декабрь был богат всевозможными праздниками, люди стремились знать, какая погода выпадет на праздничное время.

Согласно народной примете, если на Введение во храм Пресвятой Богородицы будет мороз, то и все праздники окажутся морозными, если же погода будет сравнительно мягкой, значит, в праздники на улице будет не очень холодно.

Мы сердечно поздравляем православных христиан с праздником, с Введением во храм Пресвятой Богородицы!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: праздник 4 декабря, Введение во храм Пресвятой Богородицы