9 декабря Россия празднует День ведомственной охраны железнодорожного транспорта
Ежедневно множество населяющих самые разные регионы нашей страны людей спешат на работу, учебу и иным делам, воспользовавшись услугами общественного транспорта. Они добираются до пункта назначения на автобусах, маршрутных такси, троллейбусах, трамваях. А немало народу предпочитают электрички и «подземку». Вообще, железнодорожный транспорт имеет определенные преимущества перед обычным. Во-первых, он более экологичен, иными словами – вовсе не загрязняет природу, во вторых, достаточно романтичен, а в-третьих, действует как-то успокаивающе на нервную систему. Но не только людей перевозят поезда – есть же еще и грузовые составы. Оказывается, их в нашем государстве охраняют сотрудники специального подразделения ведомственной охраны. И эти работники 9 декабря празднуют День ведомственной охраны железнодорожного транспорта России.
Содержание статьи:
Из глубин истории
День ведомственной охраны железнодорожного транспорта России - прекрасный повод заглянуть на страничку истории.
Дата торжества была выбрана учредителями последнего вовсе не наобум, как может показаться на первый взгляд. Подтвердить сей факт призвана история подразделения.
Наиболее значимым в истории существования ведомственной охраны отечественных железнодорожных объектов следует назвать 1921 год. По сути, он явился стартом возникновения и дальнейшего развития указанной выше службы. 9 декабря озвученного года свет увидел особый документ – декрет ВЦИКа и объединения под названием «Совет Труда и Обороны», именуемый «Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».
Вышеупомянутый декрет был принят, благодаря Ф.Э. Дзержинскому. Этот человек занял должность Наркомата путей сообщения в середине весны 1921 года. Надо отдать ему должное: именно Дзержинский и никто другой осознал, что советские стальные пути и, соответственно, перемещающийся по ним транспорт нуждаются в надежной защите от нарушителей правопорядка: бандитов и дебоширов. Столь острая необходимость в ведомственной (тогда – военизированной) охране ж/д объектов обусловлена была и иными, не менее важными причинами. Во-первых, в рассматриваемый нами временной промежуток железнодорожная сфера после Октябрьской революции 1917 года и произошедшими вслед за ней гражданскими междоусобицами все еще находилась в состоянии сильного упадка. Во-вторых, начавшееся с 1920 года постепенное восстановление ж/д хозяйства сопровождалось увеличением числа перевозок всевозможных грузов и появлением множества новых объектов: мостов, разъездов, магистралей, депо. В создавшихся условиях их нельзя было оставлять без постоянного присмотра.
Центральным звеном новоиспеченного подразделения стала стрелковая охрана. Его укомплектовывали специально обученными военными, владевшими оружием и всегда имевшими эти средства защиты при себе. Из таких молодцев формировались особые отряды. Существовали также войска пожарной охраны ж/д транспорта.
Время шло, и вот грянула Великая Отечественная война. На момент вооруженных столкновений наших солдат с фашистами система путей сообщения выполняла единственную функцию, состоящую в обеспечении грузоперевозок по необходимым направлениям для удовлетворения армейских фронтовых нужд. Представители службы НКВД в это непростое для советского народа и государства время охраняли объекты, имевшие стратегическую важность. К таковым относились, например, линии связи, мосты, станции.
Несмотря на то, что обязанности свои ведомственная охрана в целом осуществляла исправно, ряды ее изрядно поредели. Мужчины, служившие в пожарных и стрелковых отрядах, в огромном количестве были отправлены на фронт.
Кто-то из оставшихся самостоятельно принял решение влиться в ряды армии, и, недолго размышляя, сделал это. Однако не стоит думать, будто освободившиеся места пустовали. Вовсе нет: их заняли женщины. Общими силами представители обоих полов не давали врагу ни малейшего шанса для осуществления подрывной деятельности.
Интересно, что официально установление разделения военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС) на пожарные и стрелковые отряды произошло лишь спустя 4 года после завершения войны с фашизмом, окончившейся абсолютной победой советского народа. Подтверждением служил документ – соответствующее Положение.
Таким образом, спустя без малого почти век дату 9 декабря 1921 года считают настоящим днем рождения ведомственной охраны ж/д путей и составов, передвигающихся по рельсам на обширных российских территориях.
Общая информация о службе
Давайте в День ведомственной охраны железнодорожного транспорта России поговорим о задачах, которые стоят перед сотрудниками данной службы.
В настоящее время сотрудники ведомственной охраны оберегают более 2000 ж/д объектов по всей стране. Особой важностью среди них обладают около полутора тысяч. Сама служба больше не входит, как раньше, в советскую эпоху и до начала XXI-го века, в Министерство путей сообщения. В нынешний момент ведомственная охрана есть не что иное, как государственное предприятие с федеральным статусом, подчиняющееся Федеральному агентству железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.
Перед специализированной службой стоят следующие задачи:
- защита ж/д объектов от непрошенных гостей и различных чрезвычайных происшествий;
- содействие сохранению перевозимых по стальным путям грузов;
- контроль пожарной безопасности ж/д транспорта.
Важно понять, что несущие в рамках ведомственной охраны службу люди руководствуются при выполнении поставленных перед ними задач как интересами государства, так и интересами граждан – своих соотечественников.
Выше было упомянуто о двух главных составляющих интересующего нас предприятия. Разумеется, обязанности на отряды каждого из подразделений ведомственной охраны ж/д транспорта возложены совершенно разные.
Пожарные подразделения, соответственно, обеспечивают защиту объектов железнодорожной инфраструктуры от пожаров. В связи с этим на их долю выпадает необходимость осуществлять профилактическую работу в данном направлении и устранять возникающее вследствие возгорания на стальных путях составов пламя.
Что касается стрелковых вооруженных отрядов, то служащие в них профессионалы должны непосредственно охранять перевозимые по ж/д линиям грузы – как в дороге, так и в момент нахождения на станциях, защищать ж/д объекты от бесчинств посторонних, в том числе террористов, следить за соблюдением правил функционирования транспорта и общественного порядка. Противоречащее закону перемещение индивидов на грузовых поездах, а точнее борьба с такого рода действами населения тоже находится в компетенции подразделения.
У вас есть родственник или друг, трудящийся в каком-либо из отделов ведомственной охраны? Тогда вы обязательно должны поздравить его 9 декабря с профессиональным праздником, с Днем ведомственной охраны железнодорожного транспорта! Но одних слов, конечно, мало – подкрепить свое уважение к деятельности близкого человека нужно пусть небольшим, но приятным презентом. Преподнесите виновнику торжества вышитую картину с изображением паровоза или диск с веселыми песнями на ж/д тематику. Будьте уверены, он оценит ваше внимание к собственной персоне!
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: День ведомственной охраны железнодорожного транспорта, 9 декабря
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!