Трагические последние годы жизни и смерть Александра Пушкина



Назад

Продолжение

Почему жизнеописания великих людей остаются интересны потомкам и поклонникам даже спустя сотни лет после их рождения? Ответ прост – жизнеописание известных ученых, писателей, актеров, художников либо полководцев позволяет узнать их как личность, понять причины и предпосылки переломных моментов в их судьбе.

Краткие и развернутые, документальные и художественные, жизнеописания всегда находят свою аудиторию.

Последние годы жизни и смерть Пушкина - тема сегодняшней статьи.

последние годы жизни и смерть Пушкина


Трагический период

1833-34 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х гг.; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки "упадка". Лишь немногие, в том числе Н. В. Гоголь, понимают их значение. Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором Пушкина, цензура постепенно становится многослойной.


Рождение детей, светские обязанности требуют больших расходов; займы из государственной казны ставят Пушкина в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имущественных дел царь отвечает угрозой опалы и запрещения доступа в архивы. В конце 1833 Александру Сергеевичу Пушкину присваивают чин камер-юнкера, оскорбительный для его возраста и общественного положения и закрепляющий за поэтом статус мелкого придворного. Вскоре Пушкин обнаруживает, что перлюстрируются его письма. Его репутация вольнодумца и презрение к "новому дворянству" вызывают враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие Пушкиным дешёвого фрондёрства навлекают на него нападки либералов. С начала 30-х гг. его травит реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

В этот трагический период в центре внимания Александра Сергеевича Пушкина по-прежнему исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для "Истории Петра", размышляет над историей Великой французской революции, историей русской литературы, изучает шедевр древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", стремится влиять на самосознание общества, неоднократно в различных формах напоминает об участи сосланных декабристов.


В 1836 он начинает издавать журнал "Современник", продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики, собирает вокруг него лучшие литературные силы, публикует ряд собственных критических и публицистических произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общественную и нравственную роль литературы, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранительной прессой. Художественное творчество Александра Сергеевича Пушкина в последние годы идёт в известной мере на убыль, уступая место критической, публицистической, теоретической, исторической работе; поэзия вытесняется прозой: Пушкин пишет философскую повесть "Египетские ночи" (1835), где тема истории смыкается с вопросом о сущности поэтического творчества; возникает ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, "Мы проводили вечер на даче", "Цезарь путешествовал...") замечательны своей внутренней завершённостью, глубиной, лаконизмом, предвосхищением будущего русской прозы.


Пушкин заканчивает "Капитанскую дочку" (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочетается с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах, философские проблемы судьбы. Связь судьбы с жизненным поведением - тема философского гротеска "Сказка о золотом петушке", последней сказки Пушкина, единственного поэтического плода третьей "болдинской осени" (1834).

Последние годы

Стихи последних лет - медитативная лирика нового рода: её интонация повествовательна, философские раздумья лишены поэтических "украшений". Нарастают мотивы глубокой грусти, одиночества непонятого людьми человека, жажда "покоя и воли", мысли о смерти ("Пора, мой друг, пора!...", 1834, "Полководец", "Странник", 1835, "Из Пиндемонти", "Когда за городом...", 1836). Однако и в этот период нет места пессимизму и эгоистическому унынию; в стихотворении "... Вновь я посетил" (1835), в философском цикле лирики 1836 (перекликающемся некоторыми внутренними темами с "Подражаниями Корану" и завершающемся пророческим стихотворением "Я памятник себе воздвиг..." - поэтическим кредо и завещанием Пушкина) господствует тон мужественной трезвости, требовательности к себе, величавого раздумья, поднимающегося над невзгодами жизни и устремленного к высшему смыслу бытия.


Смерть Пушкина

В ноябре 1836 Пушкин и некоторые его знакомые получают по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Александра Сергеевича Пушкина и его самого. В результате обдуманной и коварной светской интриги между Пушкиным и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 в предместье Петербурга, на Чёрной речке, происходит дуэль. Пушкин получает ранение в живот и, стоически перенося в течение двух суток тяжелейшие мучения, умирает. Его квартиру на набережной р. Мойки посещают толпы людей самых разных сословий. В поэтических откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др. находит выражение восприятие народом смерти Пушкина как национальной трагедии. Боясь "шума", правительство строго контролирует печать, объявленное место отпевания умышленно меняется, затем тело тайно, ночью, увозят и спешно хоронят в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы Псковской области).