Житие и личность Серафима Саровского, обретение мощей
Дивеево по праву считается святым местом, причем достаточно популярным у православных паломников. Здесь нет ничего удивительного, ведь в указанной местности расположена женская обитель, имевшая когда-то своим настоятелем самого Серафима Саровского, угодника Божия. Имя этого удивительного, великого святого у всех православных христиан на слуху. Через него и по его же молитвам Господь сотворил и продолжает творить даже сейчас, после физической смерти подвижника, настоящие чудеса. 1 августа Церковь отмечает праздник обретения мощей святого Серафима Саровского – очень важный для каждого лица, исповедующего православие.
Содержание статьи:
Краткое житие и личность праведника
Преподобный Серафим Саровский, в миру – Прохор, происходил из купеческого рода. Семья его проживала в Курске – там будущий святой и появился на свет 19 июля 1759 года. С ранних лет жизнь Прохора была отмечена Божьими знамениями. Будучи еще совсем мальчишкой, он упал со строящейся колокольни, но милостью Пресвятой Девы Марии остался цел и невредим. В дальнейшем Матерь Божия спасла будущего подвижника, когда тот тяжело заболел в отрочестве.
Семнадцатилетним юношей Прохор избрал монашеский путь и, получив материнское благословение, ушел в Саровскую Успенскую пустынь, где пробыл два года в качестве послушника, а затем принял постриг с именем Серафим, которое, кстати говоря, переводится как «пламенный». Очень скоро он был посвящен в сан иеродиакона, а после – иеромонаха. Однако Серафим не остался в обители, а вступил на путь подвижничества. И первым своим подвигом он избрал таковой пустынножительства. Молодой монах срубил келью на берегу речки Саровка, где поселился в одиночестве. Сильно искушал подвижника дьявол, поэтому монах избрал еще более суровый подвиг – подвиг столпничества. Заключался последний в том, что угодник Божий дни и ночи напролет стоял, преклонив колени, на большом камне в лесу, а после – на малом камне у себя в келье и, воздев руки к небу, повторял бесчисленное множество раз Иисусову молитву. По наущению дьявола на старца напали разбойники, сильно его избили и травмировали. Однако Серафим не умер – и в этот раз монаха исцелила Матерь Божия.
Как только святой выздоровел, он дал Господу обед молчания, который длился три года. За сей подвиг Творец наделил старца даром чудотворения и прозорливости. По окончании же добровольного затворничества в безмолвии Серафим Саровский начал принимать людей, помогать им советами и молитвами. Угодник Божий отличался искренней, всеобъемлющей любовью к людям. Каждого, кто приходил к нему, он встречал фразой: «Христос воскресе, радость моя!», а также напутствовал в необходимости ни при каких обстоятельствах не терять веру в Бога и даже более – сохранять ее непоколебимою. В назидательных речах своих мудрый старец основывался на Священном Писании и трудах святых отцов.
Серафим Саровский скончался в 1833 году. Его нашли бездыханным в келье: старец стоял на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери «Умиление». Перед этим очевидцы слышали пасхальные песнопения, доносившиеся из помещения, в котором пребывал и жил праведник. Чудеса же продолжали совершатся и после смерти святого: люди, шедшие на могилку к преподобному, получали утешение и исцеление, помолившись там.
Первое обретение мощей
Как произошло первое обретение мощей Серафима Саровского?
Подвижника канонизировали 19 июля/1 августа 1903 года. Тогда же случилось обретение мощей прозорливого старца. Этого события особенно ждали сестры Дивеевской обители. А непосредственным инициатором его стал некто Л. М. Чичагов, будущий тогда священномученик Серафим. Его перу принадлежит замечательное произведение: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Последнюю прочли члены царской семьи, после чего император Николай II всерьез задумался о канонизации святого и сам вынес данный вопрос на обсуждение в соответствующих кругах. Лишь два человека поддержали государя: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и обер-прокурор Саблер. Однако постепенно все разногласия были устранены и 19 июля/1 августа 1903 года состоялось-таки прославление преподобного Серафима Саровского. Предваряли данное событие совершение Парастасов - заупокойных Всенощных бдений о приснопамятном иеромонахе Серафиме (16/29 июля), осуществление масштабного крестного хода из Дивеевской обители в Саровскую пустынь, а также встречного Саровского крестного хода в Дивеево.
17/30 июля на место обретения мощей преподобного приехал Николай II с семьей и свитой. На следующий день, вечером, произошло Всенощное бдение – первое церковное богослужение, в рамках которого Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. Был организован крестный ход, направившийся из Успенского собора к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Там государь, великие князья и высшие представители духовенства взяли носилки с гробом подвижника и понесли его, сопровождаемые великим шествием, в уже упомянутый выше Успенский собор. В последнем под церковные песнопения, при множестве свидетелей, наконец, открыли гроб с телом. После чтения Евангелия высокопоставленные лица стали прикладываться к мощам.
На следующий день прославление Серафима Саровского продолжилось. Святые мощи обнесли вокруг престола и поместили в предварительно подготовленную раку. Затем состоялась Литургия, а после – крестный ход, в рамках которого нетленное тело подвижника обнесли вокруг монастырских церквей. Людей было видимо-невидимо, все плакали от радости. Прямо во время крестного хода совершалось множество исцелений и других чудес. По завершении шествия всю ночь слышны были на территории обители церковные песнопения.
Второе обретение мощей
Когда царской России пришел конец, нетленное тело преподобного Серафима было ликвидировано, а именно увезено в неизвестном направлении. Это случилось в 1920 году согласно соответствующему положению, где и говорилось о «всероссийском масштабе» указанной выше ликвидации. Сначала мощи перевезли в Московский донской монастырь, куда же потом они делись – долго оставалось загадкой.
Спустя без малого 70 лет выяснилось, что все это время останки Серафима Саровского находились в Петербурге, в музее истории, религии и атеизма. Нигде в документах мощи не числились, что наводит на мысль о намеренном укрытии их сознательными, благочестивыми людьми. Обнаружение тела преподобного в 80-е гг. XX-го века было случайным: при переводе музея в иное помещение сотрудники наткнулись на рогожу, укрывавшую нетленные останки святого. На то, что тело это дивеевского подвижника, указывало присутствие на мощах медного креста, какой носил при жизни старец, и рукавичек с вышитой фразой «Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас». По поручению Патриарха Алексия II Российский центральный архив предоставил копии документов, связанных с канонизацией праведника. Сопоставление мощей и бумаг подтвердило, что найденные в музее останки действительно принадлежат святому Серафиму. После освидетельствования мощи получили новое облачение и были положены в новую раку. 11 января 1991 года состоялась торжественная передача тела Серафима Саровского Русской Православной Церкви в присутствии Патриарха, архиереев и директора музея. Затем мощи перевезли в Александро-Невскую Лавру, где совершилось прославление подвижника. В Москве они очутились 7 февраля. В Дивеево мощи совершили долгий путь через ряд лежащих по дороге городов в рамках торжественного крестного хода, окончившегося 30 июля.
Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с Обретением мощей преподобного Серафима Саровского!
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: 1 августа, Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!