Житие и личность Серафима Саровского, обретение мощей



Дивеево по праву считается святым местом, причем достаточно популярным у православных паломников. Здесь нет ничего удивительного, ведь в указанной местности расположена женская обитель, имевшая когда-то своим настоятелем самого Серафима Саровского, угодника Божия. Имя этого удивительного, великого святого у всех православных христиан на слуху. Через него и по его же молитвам Господь сотворил и продолжает творить даже сейчас, после физической смерти подвижника, настоящие чудеса. 1 августа Церковь отмечает праздник обретения мощей святого Серафима Саровского – очень важный для каждого лица, исповедующего православие.

Обретение мощей Серафима Саровского

Содержание статьи:


Краткое житие и личность праведника

Преподобный Серафим Саровский, в миру – Прохор, происходил из купеческого рода. Семья его проживала в Курске – там будущий святой и появился на свет 19 июля 1759 года. С ранних лет жизнь Прохора была отмечена Божьими знамениями. Будучи еще совсем мальчишкой, он упал со строящейся колокольни, но милостью Пресвятой Девы Марии остался цел и невредим. В дальнейшем Матерь Божия спасла будущего подвижника, когда тот тяжело заболел в отрочестве.


Семнадцатилетним юношей Прохор избрал монашеский путь и, получив материнское благословение, ушел в Саровскую Успенскую пустынь, где пробыл два года в качестве послушника, а затем принял постриг с именем Серафим, которое, кстати говоря, переводится как «пламенный». Очень скоро он был посвящен в сан иеродиакона, а после – иеромонаха. Однако Серафим не остался в обители, а вступил на путь подвижничества. И первым своим подвигом он избрал таковой пустынножительства. Молодой монах срубил келью на берегу речки Саровка, где поселился в одиночестве. Сильно искушал подвижника дьявол, поэтому монах избрал еще более суровый подвиг – подвиг столпничества. Заключался последний в том, что угодник Божий дни и ночи напролет стоял, преклонив колени, на большом камне в лесу, а после – на малом камне у себя в келье и, воздев руки к небу, повторял бесчисленное множество раз Иисусову молитву. По наущению дьявола на старца напали разбойники, сильно его избили и травмировали. Однако Серафим не умер – и в этот раз монаха исцелила Матерь Божия.


Обретение мощей Серафима Саровского

Как только святой выздоровел, он дал Господу обед молчания, который длился три года. За сей подвиг Творец наделил старца даром чудотворения и прозорливости. По окончании же добровольного затворничества в безмолвии Серафим Саровский начал принимать людей, помогать им советами и молитвами. Угодник Божий отличался искренней, всеобъемлющей любовью к людям. Каждого, кто приходил к нему, он встречал фразой: «Христос воскресе, радость моя!», а также напутствовал в необходимости ни при каких обстоятельствах не терять веру в Бога и даже более – сохранять ее непоколебимою. В назидательных речах своих мудрый старец основывался на Священном Писании и трудах святых отцов.

Серафим Саровский скончался в 1833 году. Его нашли бездыханным в келье: старец стоял на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери «Умиление». Перед этим очевидцы слышали пасхальные песнопения, доносившиеся из помещения, в котором пребывал и жил праведник. Чудеса же продолжали совершатся и после смерти святого: люди, шедшие на могилку к преподобному, получали утешение и исцеление, помолившись там.


Первое обретение мощей

Как произошло первое обретение мощей Серафима Саровского?

Подвижника канонизировали 19 июля/1 августа 1903 года. Тогда же случилось обретение мощей прозорливого старца. Этого события особенно ждали сестры Дивеевской обители. А непосредственным инициатором его стал некто Л. М. Чичагов, будущий тогда священномученик Серафим. Его перу принадлежит замечательное произведение: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Последнюю прочли члены царской семьи, после чего император Николай II всерьез задумался о канонизации святого и сам вынес данный вопрос на обсуждение в соответствующих кругах. Лишь два человека поддержали государя: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и обер-прокурор Саблер. Однако постепенно все разногласия были устранены и 19 июля/1 августа 1903 года состоялось-таки прославление преподобного Серафима Саровского. Предваряли данное событие совершение Парастасов - заупокойных Всенощных бдений о приснопамятном иеромонахе Серафиме (16/29 июля), осуществление масштабного крестного хода из Дивеевской обители в Саровскую пустынь, а также встречного Саровского крестного хода в Дивеево.


Обретение мощей Серафима Саровского

17/30 июля на место обретения мощей преподобного приехал Николай II с семьей и свитой. На следующий день, вечером, произошло Всенощное бдение – первое церковное богослужение, в рамках которого Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. Был организован крестный ход, направившийся из Успенского собора к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Там государь, великие князья и высшие представители духовенства взяли носилки с гробом подвижника и понесли его, сопровождаемые великим шествием, в уже упомянутый выше Успенский собор. В последнем под церковные песнопения, при множестве свидетелей, наконец, открыли гроб с телом. После чтения Евангелия высокопоставленные лица стали прикладываться к мощам.


На следующий день прославление Серафима Саровского продолжилось. Святые мощи обнесли вокруг престола и поместили в предварительно подготовленную раку. Затем состоялась Литургия, а после – крестный ход, в рамках которого нетленное тело подвижника обнесли вокруг монастырских церквей. Людей было видимо-невидимо, все плакали от радости. Прямо во время крестного хода совершалось множество исцелений и других чудес. По завершении шествия всю ночь слышны были на территории обители церковные песнопения.



Второе обретение мощей

Обретение мощей Серафима Саровского

Когда царской России пришел конец, нетленное тело преподобного Серафима было ликвидировано, а именно увезено в неизвестном направлении. Это случилось в 1920 году согласно соответствующему положению, где и говорилось о «всероссийском масштабе» указанной выше ликвидации. Сначала мощи перевезли в Московский донской монастырь, куда же потом они делись – долго оставалось загадкой.


Спустя без малого 70 лет выяснилось, что все это время останки Серафима Саровского находились в Петербурге, в музее истории, религии и атеизма. Нигде в документах мощи не числились, что наводит на мысль о намеренном укрытии их сознательными, благочестивыми людьми. Обнаружение тела преподобного в 80-е гг. XX-го века было случайным: при переводе музея в иное помещение сотрудники наткнулись на рогожу, укрывавшую нетленные останки святого. На то, что тело это дивеевского подвижника, указывало присутствие на мощах медного креста, какой носил при жизни старец, и рукавичек с вышитой фразой «Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас». По поручению Патриарха Алексия II Российский центральный архив предоставил копии документов, связанных с канонизацией праведника. Сопоставление мощей и бумаг подтвердило, что найденные в музее останки действительно принадлежат святому Серафиму. После освидетельствования мощи получили новое облачение и были положены в новую раку. 11 января 1991 года состоялась торжественная передача тела Серафима Саровского Русской Православной Церкви в присутствии Патриарха, архиереев и директора музея. Затем мощи перевезли в Александро-Невскую Лавру, где совершилось прославление подвижника. В Москве они очутились 7 февраля. В Дивеево мощи совершили долгий путь через ряд лежащих по дороге городов в рамках торжественного крестного хода, окончившегося 30 июля.

Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с Обретением мощей преподобного Серафима Саровского!

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 1 августа, Обретение мощей преподобного Серафима Саровского