22 октября Церковь празднует день Ефесской иконы Божией Матери



Каждому хотя бы немного просвещенному в области православных праздников христианину известно, что количество икон с изображением Божьей Матери превышает таковое образов всех остальных святых, принадлежащих Церкви Христовой. Объясняется данный факт тем, что, во-первых, Дева Мария является едва ли не самой важной фигурой после Иисуса, ведь именно ее избрал Бог-Отец для появления на свет, в грешном мире людей Бога-Сына, Спасителя всего человечества. А во-вторых, сама Богородица, желая защитить своих подопечных перед лицом опасности, облегчить их земные скорби, дала иконы, на которых запечатлен ее лик, дабы мы воздавали перед ними молитвы, адресованные Пречистой, и получали бы помощь в разрешении своих проблем. Один из многочисленных образов Богоматери носит название Ефесского или по-другому – Корсунского. Празднование, установленное в его честь, отмечают в самый разгар осени - 22 октября.

22 октября - Корсунская икона Божией Матери

Содержание статьи:


Общие сведения об образе

Икона Божьей Матери Корсунская почитается христианами как чудотворная. Она представляет собой образ Девы Марии с Младенцем. Иконописный тип, к которому икона эта имеет самое прямое отношение, именуется типом «Умиление» или Елеуса. Второе название святого образа звучит как «Корсунская икона Божьей Матери» и указывает на византийские корни чудотворного полотна. Данный термин носит общий характер.


Оригинал Корсунской иконы Божией Матери по старинным меркам в ширину составлял 14 вершков, в длину – 1 аршин и 2 вершка. На полотне святом Богоматерь изображена одетая в темно-синие одежды, покрытые верхним платьем красного оттенка. Она прижимается к своему Сыну щекой. Во взгляде и позе Девы Марии сквозит любовь к Мессии. Сын ее, Спаситель мира, облачен в темно-зеленый наряд. Обратная сторона иконы украшена по традиции образом святого. В данном случае это Николай Мирликийский, Чудотворец. От святого образа так и веет светом, добротой, благодатью. Хотя Ефесская (Корсунская) икона Пречистой от времени потемнела, что является вполне естественным явлением, на старте прошлого столетия краски были еще вполне различимы, хотя и не отличались особой яркостью.


История образа

Корсунская икона Божией Матери

Святая Корсунская икона Божией Матери, согласно древнему церковному преданию, принадлежала кисти евангелиста Луки. Это указывает на весьма почтенный возраст Ефесского образа Пречистой. В прежние времена данная икона хранилась долгое время в городе Эфесе, отсюда и название чудотворного полотна. С этой иконы был сделан список, который попал в Киев, будучи перенесен в русскую столицу из Корсуни самим князем Владимиром – крестителем Руси. Данное событие имело место 9 октября 988 года. Так возникло и второе известное нам сегодня наименование святого образа Девы Марии со Младенцем – Корсунский.

Спустя какое-то время икона оказалась на новгородской земле. В эпоху правления Русью Иваном Грозным по приказу царя Ефесская икона Божьей Матери была помещена в Успенский собор Московского Кремля, за престолом. Данное чудотворное полотно вошло в число первых святынь упомянутой обители. В соборе оно пребывает и поныне. Стоит также отметить, что впервые об этом святом образе упоминается в исторических документах, относящихся к XVII-му веку.


Это не единственная версия происхождения Ефесской иконы Божьей Матери. Существует гипотеза, утверждающая, будто святой образ Девы Марии родом из Греции. В России он очутился по инициативе русской православной святой Евфросинией Полоцкой. Дата события – 1162 год. Указанная святая весьма ратовала за строительство храмов на Руси. Ее стараниями было возведено несколько церквей Христовых, а также Спасский монастырь в городе Полоцк. Узнав, что греки обладают бесценным сокровищем – иконами, автором которых являлся сам евангелист Лука, Евфросиния захотела, во что бы то ни стало, приобрести один из таких образов.


Корсунская икона Божией Матери

Она написала греческому патриарху и попросила того прислать на русскую землю чудотворное полотно, не забыв наделить духовное лицо всяческими богатыми дарами. Просьба святой была исполнена, и Ефесская икона отправилась на Русь. По дороге она задержалась на год в Корсуни, где завоевала всенародную любовь и обзавелась вторым названием «Корсунская». Когда образ Богоматери, наконец, достиг пункта назначения, Евфросиния Полоцкая поместила его в церкви, освященной во имя Богородицы, предварительно украсив лик Пречистой Девы драгоценными самоцветами и благородными металлами. Пребывание Ефесской иконы в указанном храме началось с 1173 года и продолжалось шесть десятков лет.


В первой половине XIII–го века местоположение святого образа изменилось. Причиной тому послужила свадьба полоцкой княжны Параскевы и князя Александра Невского. Дочь полоцкого правителя, уехав в Торопец, забрала Корсунскую икону с собой. Святой образ поставили в Богородицком соборе. Много чудес, в том числе исцелений произошло по молитвам жителей города перед Ефесской иконой. Особенно прославилась она защитой, которую оказала Божья Матерь через свой божественный лик Торопцу и его обитателям, от нашествия польских недругов в 1611 году.

После революции 1917 года, с приходом к власти большевиков судьба иконы резко изменилась. Она попала в Ленинград, где оказалась в Русском музее. В Торопец чудотворный образ больше так и не вернулся. В городе до сего дня находится список с Корсунской иконы Божьей Матери, доступный для поклонения православным во Всехсвятском храме.



Корсунская икона Божией Матери

Что касается ленинградской истории Ефесского образа, то, попав в Санкт-Петербург, чудотворное полотно оказалось под пристальным вниманием реставраторов Русского музея. Специалисты тотчас же приступили к выполнению своих обязанностей, однако перестарались, посчитав закопченным слоем смуглость Богоматери и Богомладенца, в итоге начисто лишили икону данного слоя. Ефесская икона Девы Марии и сегодня продолжает пребывать в данном учреждении, хотя после краха Союза представители православного духовенства неоднократно обращалась к руководству музею вернуть образ в лоно Церкви.


Выше уже упоминалось о списках, сделанных с чудотворной Ефесской иконы Божьей Матери. Помимо торопецкого существуют также копии святого образа, находящиеся в нынешний момент в храмах села Глинкова, Смогири, города Корсуни, в Благовещенском соборе Нижнего Новгорода. Еще один список – Шпилевский – в 2009 году похитили воры, которых так и не нашли. Соответственно, данный список Ефесской иконы Божьей Матери утерян для Церкви и ее прихожан.

Иногда термин «Корсунская» употребляют применительно к некому святому образу типа Одигитрия. Данная икона является двусторонней. На обороте ее изображен «Христос Пантократор». Написано это полотно было в XIII-м столетии в Византийской империи. Оно также пребывало в Успенском соборе кремля города Москвы и считалось так называемой «корсунской» реликвией. По некоторым данным именно эту икону перенес из Корсуни в Киев князь Владимир. Хотя некоторые исследователи полагают, что попал данный образ на Русь из Царьграда благодаря совсем другому человеку – митрополиту Максиму. Таким образом, история Ефесской иконы до сих пор окутана тайнами.

Мы поздравляем христиан с праздником, с Днем Корсунской иконы Божией Матери!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Корсунская икона Божией Матери, 22 октября

Автор: Пономаренко Надежда