22 октября Церковь празднует день Ефесской иконы Божией Матери
Каждому хотя бы немного просвещенному в области православных праздников христианину известно, что количество икон с изображением Божьей Матери превышает таковое образов всех остальных святых, принадлежащих Церкви Христовой. Объясняется данный факт тем, что, во-первых, Дева Мария является едва ли не самой важной фигурой после Иисуса, ведь именно ее избрал Бог-Отец для появления на свет, в грешном мире людей Бога-Сына, Спасителя всего человечества. А во-вторых, сама Богородица, желая защитить своих подопечных перед лицом опасности, облегчить их земные скорби, дала иконы, на которых запечатлен ее лик, дабы мы воздавали перед ними молитвы, адресованные Пречистой, и получали бы помощь в разрешении своих проблем. Один из многочисленных образов Богоматери носит название Ефесского или по-другому – Корсунского. Празднование, установленное в его честь, отмечают в самый разгар осени - 22 октября.
Содержание статьи:
Общие сведения об образе
Икона Божьей Матери Корсунская почитается христианами как чудотворная. Она представляет собой образ Девы Марии с Младенцем. Иконописный тип, к которому икона эта имеет самое прямое отношение, именуется типом «Умиление» или Елеуса. Второе название святого образа звучит как «Корсунская икона Божьей Матери» и указывает на византийские корни чудотворного полотна. Данный термин носит общий характер.
Оригинал Корсунской иконы Божией Матери по старинным меркам в ширину составлял 14 вершков, в длину – 1 аршин и 2 вершка. На полотне святом Богоматерь изображена одетая в темно-синие одежды, покрытые верхним платьем красного оттенка. Она прижимается к своему Сыну щекой. Во взгляде и позе Девы Марии сквозит любовь к Мессии. Сын ее, Спаситель мира, облачен в темно-зеленый наряд. Обратная сторона иконы украшена по традиции образом святого. В данном случае это Николай Мирликийский, Чудотворец. От святого образа так и веет светом, добротой, благодатью. Хотя Ефесская (Корсунская) икона Пречистой от времени потемнела, что является вполне естественным явлением, на старте прошлого столетия краски были еще вполне различимы, хотя и не отличались особой яркостью.
История образа
Святая Корсунская икона Божией Матери, согласно древнему церковному преданию, принадлежала кисти евангелиста Луки. Это указывает на весьма почтенный возраст Ефесского образа Пречистой. В прежние времена данная икона хранилась долгое время в городе Эфесе, отсюда и название чудотворного полотна. С этой иконы был сделан список, который попал в Киев, будучи перенесен в русскую столицу из Корсуни самим князем Владимиром – крестителем Руси. Данное событие имело место 9 октября 988 года. Так возникло и второе известное нам сегодня наименование святого образа Девы Марии со Младенцем – Корсунский.
Спустя какое-то время икона оказалась на новгородской земле. В эпоху правления Русью Иваном Грозным по приказу царя Ефесская икона Божьей Матери была помещена в Успенский собор Московского Кремля, за престолом. Данное чудотворное полотно вошло в число первых святынь упомянутой обители. В соборе оно пребывает и поныне. Стоит также отметить, что впервые об этом святом образе упоминается в исторических документах, относящихся к XVII-му веку.
Это не единственная версия происхождения Ефесской иконы Божьей Матери. Существует гипотеза, утверждающая, будто святой образ Девы Марии родом из Греции. В России он очутился по инициативе русской православной святой Евфросинией Полоцкой. Дата события – 1162 год. Указанная святая весьма ратовала за строительство храмов на Руси. Ее стараниями было возведено несколько церквей Христовых, а также Спасский монастырь в городе Полоцк. Узнав, что греки обладают бесценным сокровищем – иконами, автором которых являлся сам евангелист Лука, Евфросиния захотела, во что бы то ни стало, приобрести один из таких образов.
Она написала греческому патриарху и попросила того прислать на русскую землю чудотворное полотно, не забыв наделить духовное лицо всяческими богатыми дарами. Просьба святой была исполнена, и Ефесская икона отправилась на Русь. По дороге она задержалась на год в Корсуни, где завоевала всенародную любовь и обзавелась вторым названием «Корсунская». Когда образ Богоматери, наконец, достиг пункта назначения, Евфросиния Полоцкая поместила его в церкви, освященной во имя Богородицы, предварительно украсив лик Пречистой Девы драгоценными самоцветами и благородными металлами. Пребывание Ефесской иконы в указанном храме началось с 1173 года и продолжалось шесть десятков лет.
В первой половине XIII–го века местоположение святого образа изменилось. Причиной тому послужила свадьба полоцкой княжны Параскевы и князя Александра Невского. Дочь полоцкого правителя, уехав в Торопец, забрала Корсунскую икону с собой. Святой образ поставили в Богородицком соборе. Много чудес, в том числе исцелений произошло по молитвам жителей города перед Ефесской иконой. Особенно прославилась она защитой, которую оказала Божья Матерь через свой божественный лик Торопцу и его обитателям, от нашествия польских недругов в 1611 году.
После революции 1917 года, с приходом к власти большевиков судьба иконы резко изменилась. Она попала в Ленинград, где оказалась в Русском музее. В Торопец чудотворный образ больше так и не вернулся. В городе до сего дня находится список с Корсунской иконы Божьей Матери, доступный для поклонения православным во Всехсвятском храме.
Что касается ленинградской истории Ефесского образа, то, попав в Санкт-Петербург, чудотворное полотно оказалось под пристальным вниманием реставраторов Русского музея. Специалисты тотчас же приступили к выполнению своих обязанностей, однако перестарались, посчитав закопченным слоем смуглость Богоматери и Богомладенца, в итоге начисто лишили икону данного слоя. Ефесская икона Девы Марии и сегодня продолжает пребывать в данном учреждении, хотя после краха Союза представители православного духовенства неоднократно обращалась к руководству музею вернуть образ в лоно Церкви.
Выше уже упоминалось о списках, сделанных с чудотворной Ефесской иконы Божьей Матери. Помимо торопецкого существуют также копии святого образа, находящиеся в нынешний момент в храмах села Глинкова, Смогири, города Корсуни, в Благовещенском соборе Нижнего Новгорода. Еще один список – Шпилевский – в 2009 году похитили воры, которых так и не нашли. Соответственно, данный список Ефесской иконы Божьей Матери утерян для Церкви и ее прихожан.
Иногда термин «Корсунская» употребляют применительно к некому святому образу типа Одигитрия. Данная икона является двусторонней. На обороте ее изображен «Христос Пантократор». Написано это полотно было в XIII-м столетии в Византийской империи. Оно также пребывало в Успенском соборе кремля города Москвы и считалось так называемой «корсунской» реликвией. По некоторым данным именно эту икону перенес из Корсуни в Киев князь Владимир. Хотя некоторые исследователи полагают, что попал данный образ на Русь из Царьграда благодаря совсем другому человеку – митрополиту Максиму. Таким образом, история Ефесской иконы до сих пор окутана тайнами.
Мы поздравляем христиан с праздником, с Днем Корсунской иконы Божией Матери!
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Автор: Пономаренко Надежда
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!