Почему правила важны в жизни ребенка
В жизни каждого человека есть правила, которые определяют наше поведение: безопасности, культуры общения, поведения в общественных местах, в семье, с друзьями и многие другие. Когда появляются в нашем жизни правила? Конечно, знакомство с правилами происходит задолго до момента реального их выполнения – в дошкольном возрасте. Правила для детей начинаются с родителей, именно мама и папа потихоньку, день за днем, готовят ребенка к взрослой жизни. О том, как правильно это сделать и всегда ли нужны правила, расскажет эксперт Нина Ивлева – методист частного детского сада My Sadik.

Содержание статьи:
- Почему это имеет большое значение
- Какие правила должны быть для детей
- Почему ребенка надо знакомить с правилами
- Как приучать дошкольника
Почему это имеет большое значение
В основном в жизни встречаются два типа родителей. Одни – сторонники авторитарной модели воспитания, поэтому устанавливают безоговорочные правила для каждой сферы жизни ребенка. Как играть, с кем гулять, какие книжки читать – все эти вопросы заранее озвучены родителем, и любое нарушение их ребенком, независимо от возраста, приводит к последствиям.
Другой тип мам и пап – это сторонники воспитания по типу «безграничной свободы ребенка». Они негативно относятся к правилам, потому что переживают, что личность ребенка будет травмирована.
Но рано или поздно каждый малыш начинает проверять границы дозволенного: что можно, а что нельзя. Капризы, слезы, агрессия – все идет в ход. И если хоть раз родитель поддастся, то ребенок будет знать, что таким образом можно добиваться и менять ситуацию в свою пользу.
При этом обозначение границ дозволенного для ребенка является важным условием для его полноценного и безопасного развития. А значит, проблема введения в жизнь дошкольника правил является особенно важной на сегодняшний день.

Какие правила должны быть для детей
Мы поделимся универсальными советами, которые помогут родителям, не травмируя эмоциональное благополучие ребенка, ввести основные правила в его жизнь.
- Количество должно быть разумным. Иначе малыш потеряет желание действовать самостоятельно, теряясь в постоянных нововведениях.
- Взрослым всегда необходимо согласовать решения между собой. Важно заранее определить, что можно, а что – нельзя, и какие «санкции» несут нарушения правил ребенком.
- Дошкольнику нужно объяснить, для чего введены правила ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка. Но в целом объяснение должно быть предметным, простым в формулировке и иметь причинно-следственные связи. Важно действовать последовательно: сначала прокомментировать то, что случилось, а затем показать преимущество того, что ребенок будет выполнять правило.
Например, если ребенок сломал игрушку, то первое, что делают родители – это дают оценку ребенка, а не поступка. Например, «ты плохо сделал», «ты неуклюжий», «сколько раз говорить, что так нельзя» и т.д. Эти фразы носят эмоциональную оценку и характеризуют реакцию взрослого. Тогда как задача взрослого – обозначить проблему, показать структуру правила и предложить варианты того, что «мы можем вместе сделать сейчас».
- Правила всегда должны соответствовать возрасту. К малышам 2–3 лет и ребятам из подготовительной группы садика применяются разные требования и правила развития. Ориентируйтесь на понимание ребенком ваших слов. Но в целом самый благоприятный период для закладки такого фундамента – возраст от 2 до 6 лет.
- Объясните и «проиграйте» ситуации, поведение в которых может угрожать жизни и безопасности. Ребенок должен осознавать, что есть правила, нарушение которых может нанести вред здоровью. Сейчас есть много развивающих площадок, где дошкольник может попробовать себя в роли полицейского, пожарного и обыграть правила и собственные действия в экстренных ситуациях, на улице или в общении с посторонними. Такую работу в системе проводят в садиках. Уточните, есть ли такие игры с детьми в вашем дошкольном учреждении.
- Правила могут быть гибкими. Оговорите ситуации-исключения, когда ребенок должен забыть о наложенных ограничениях. Например, не стоит громко кричать на улице просто так. Но если незнакомый человек вдруг берет за руку – это нужно делать обязательно. Формирование навыков безопасного поведения закладываются в детских садах с помощью проведения тематических занятий в системе.

Почему ребенка надо знакомить с правилами
Дети с 2 до 6 лет часто активные и живые, их действия спонтанны и непредсказуемы. Внимание сосредоточено только на себе и собственных желаниях. Поэтому в силу возраста они часто равнодушны к потребностям и нуждам даже самых близких людей. Именно правила помогут сосредоточить внимание и снизить тревожность дошкольника. И если вы как родитель беспокоитесь об эмоциональном благополучии ребенка сейчас и в будущем, то без них не обойтись.
Как приучать дошкольника
Правила присутствуют везде. Они регулируют отношения между родителями и детьми, ребенком и сверстниками, помогают поддерживать режим дня, следить за здоровьем и порядком в доме.

Наверно все родители знают, а кто не знает - запомните раз и навсегда! - дети не слушают, дети смотрят. Поэтому самый лучший способ обучения правилам, маскимально доступный ребенку – на собственном примере или в игре. Мама и папа своим поведением показывают, что нужно делать, а малыши естественным образом перенимают эти знания.
Например, в нашем садике мы в несколько этапов учим детей мыть руки. Сначала показываем, как правильно это делать и когда. Также в системе проводим мероприятия по «здоровьесбережению» и другие тематические мероприятия (например, «Осторожно, вирусы!»), которые наглядно через игру показывают важность и значимость темы. И, таким образом, у ребенка закладывается модель поведения: если идем есть или вернулись с улицы – надо помыть руки.
В случае если ребенок забыл о правиле и вышел за дозволенные рамки, лучше мягко остановить его. Объясните, каких действий вы от него ожидаете. Выскажите свои предположения в формате «как сделать правильно», оставив запреты на крайний случай.
До 6 лет ребенок усваивает самые важные принципы поведения, культурные ценности, на которые потом будет опираться всю жизнь. Поэтому не упустите это время. И пусть наши советы помогут сделать их освоение легче.
Автор: Нина Ивлева – методист частного детского сада My Sadik
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: правила для ребенка
Автор: Инна Ивлева
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!