Почему правила важны в жизни ребенка



В жизни каждого человека есть правила, которые определяют наше поведение: безопасности, культуры общения, поведения в общественных местах, в семье, с друзьями и многие другие. Когда появляются в нашем жизни правила? Конечно, знакомство с правилами происходит задолго до момента реального их выполнения – в дошкольном возрасте. Правила для детей начинаются с родителей, именно мама и папа потихоньку, день за днем, готовят ребенка к взрослой жизни. О том, как правильно это сделать и всегда ли нужны правила, расскажет эксперт Нина Ивлева – методист частного детского сада My Sadik.

правила для ребенка

Содержание статьи:


Почему это имеет большое значение

В основном в жизни встречаются два типа родителей. Одни – сторонники авторитарной модели воспитания, поэтому устанавливают безоговорочные правила для каждой сферы жизни ребенка. Как играть, с кем гулять, какие книжки читать – все эти вопросы заранее озвучены родителем, и любое нарушение их ребенком, независимо от возраста, приводит к последствиям.

Другой тип мам и пап – это сторонники воспитания по типу «безграничной свободы ребенка». Они негативно относятся к правилам, потому что переживают, что личность ребенка будет травмирована.


Но рано или поздно каждый малыш начинает проверять границы дозволенного: что можно, а что нельзя. Капризы, слезы, агрессия – все идет в ход. И если хоть раз родитель поддастся, то ребенок будет знать, что таким образом можно добиваться и менять ситуацию в свою пользу.

При этом обозначение границ дозволенного для ребенка является важным условием для его полноценного и безопасного развития. А значит, проблема введения в жизнь дошкольника правил является особенно важной на сегодняшний день.

правила для ребенка

Какие правила должны быть для детей

Мы поделимся универсальными советами, которые помогут родителям, не травмируя эмоциональное благополучие ребенка, ввести основные правила в его жизнь.


  • Количество должно быть разумным. Иначе малыш потеряет желание действовать самостоятельно, теряясь в постоянных нововведениях.
  • Взрослым всегда необходимо согласовать решения между собой. Важно заранее определить, что можно, а что – нельзя, и какие «санкции» несут нарушения правил ребенком.
  • Дошкольнику нужно объяснить, для чего введены правила ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка. Но в целом объяснение должно быть предметным, простым в формулировке и иметь причинно-следственные связи. Важно действовать последовательно: сначала прокомментировать то, что случилось, а затем показать преимущество того, что ребенок будет выполнять правило.
    Например, если ребенок сломал игрушку, то первое, что делают родители – это дают оценку ребенка, а не поступка. Например, «ты плохо сделал», «ты неуклюжий», «сколько раз говорить, что так нельзя» и т.д. Эти фразы носят эмоциональную оценку и характеризуют реакцию взрослого. Тогда как задача взрослого – обозначить проблему, показать структуру правила и предложить варианты того, что «мы можем вместе сделать сейчас».

  • Правила всегда должны соответствовать возрасту. К малышам 2–3 лет и ребятам из подготовительной группы садика применяются разные требования и правила развития. Ориентируйтесь на понимание ребенком ваших слов. Но в целом самый благоприятный период для закладки такого фундамента – возраст от 2 до 6 лет.
  • Объясните и «проиграйте» ситуации, поведение в которых может угрожать жизни и безопасности. Ребенок должен осознавать, что есть правила, нарушение которых может нанести вред здоровью. Сейчас есть много развивающих площадок, где дошкольник может попробовать себя в роли полицейского, пожарного и обыграть правила и собственные действия в экстренных ситуациях, на улице или в общении с посторонними. Такую работу в системе проводят в садиках. Уточните, есть ли такие игры с детьми в вашем дошкольном учреждении.
  • Правила могут быть гибкими. Оговорите ситуации-исключения, когда ребенок должен забыть о наложенных ограничениях. Например, не стоит громко кричать на улице просто так. Но если незнакомый человек вдруг берет за руку – это нужно делать обязательно. Формирование навыков безопасного поведения закладываются в детских садах с помощью проведения тематических занятий в системе.

правила для ребенка

Почему ребенка надо знакомить с правилами

Дети с 2 до 6 лет часто активные и живые, их действия спонтанны и непредсказуемы. Внимание сосредоточено только на себе и собственных желаниях. Поэтому в силу возраста они часто равнодушны к потребностям и нуждам даже самых близких людей. Именно правила помогут сосредоточить внимание и снизить тревожность дошкольника. И если вы как родитель беспокоитесь об эмоциональном благополучии ребенка сейчас и в будущем, то без них не обойтись.


Как приучать дошкольника

Правила присутствуют везде. Они регулируют отношения между родителями и детьми, ребенком и сверстниками, помогают поддерживать режим дня, следить за здоровьем и порядком в доме.

правила для ребенка

Наверно все родители знают, а кто не знает - запомните раз и навсегда! - дети не слушают, дети смотрят. Поэтому самый лучший способ обучения правилам, маскимально доступный ребенку – на собственном примере или в игре. Мама и папа своим поведением показывают, что нужно делать, а малыши естественным образом перенимают эти знания.


Например, в нашем садике мы в несколько этапов учим детей мыть руки. Сначала показываем, как правильно это делать и когда. Также в системе проводим мероприятия по «здоровьесбережению» и другие тематические мероприятия (например, «Осторожно, вирусы!»), которые наглядно через игру показывают важность и значимость темы. И, таким образом, у ребенка закладывается модель поведения: если идем есть или вернулись с улицы – надо помыть руки.

В случае если ребенок забыл о правиле и вышел за дозволенные рамки, лучше мягко остановить его. Объясните, каких действий вы от него ожидаете. Выскажите свои предположения в формате «как сделать правильно», оставив запреты на крайний случай.

До 6 лет ребенок усваивает самые важные принципы поведения, культурные ценности, на которые потом будет опираться всю жизнь. Поэтому не упустите это время. И пусть наши советы помогут сделать их освоение легче.

Автор: Нина Ивлева – методист частного детского сада My Sadik
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!


Теги: правила для ребенка

Автор: Инна Ивлева