История парфюмерии (парфюма). Chanel



История парфюмерии (парфюма). Chanel

История парфюмерии (парфюма). Chanel

История знаменитых духов «Chanel № 5» тесно связана с историей жизни их создательницы, великой Коко (Габриель) Шанель. В 1919 г., когда Шанель была уже самым известным модельером в Европе, трагически погибает ее возлюбленный, Артур Кейпел. Именно благодаря ему она достигла таких высот в мире моды и именно он был с ней самые трудные минуты ее жизни, когда Шанель еще не знала ни богатства, ни славы.

После смерти Артура Шанель переехала в свою виллу «Меланез», покрасила ее стены, потолок, ставни в черный цвет и проводила время в полном одиночестве. Это затворничество было нарушено лишь знакомством с князем Дмитрием Павловичем Романовым, племянником Николая II.

Она была дочерью торговца и некоронованной царицей мировой моды, он — ближайшим родственником русского императора. Она была старше его на одиннадцать лет, но это не помешало их бурному роману, в течение года они были неразлучны и всю последующую жизнь сохраняли дружеские отношения. Дмитрий считал встречу с Коко главным событием в своей жизни. Благодаря князю Дмитрию Габриель снова обрела уверенность в себе, ту уверенность, которая позволила ей осуществить один из своих самых сокровенных замыслов — стать не только царицей моды, но и царицей духов.

Князь Дмитрий влюбил ее не только в себя, но и в запахи. Можно сказать, что «Шанель № 5» явились плодом их любви, они перевернули всю жизнь Коко Шанель, приумножили ее состояние в несколько раз и вписали ее имя на страницы истории парфюмерии.

После лета 1920 г. они переезжают во Французскую усадьбу Шанель «Бель Респиро». Там, в кругу русских друзей, среди которых были Станиславские, Дмитрию удается притупить ностальгию по Родине, найти то тепло, которого не хватало ему после смерти и разлуки с отцом, Коко тоже отвлекается от своего горя. Там возникают новые идеи и планы, которые поглощают ее целиком, там рождается замысел новых духов, совершенно не похожих ни на какие другие. Князь Дмитрий познакомил Шанель с лучшим русским парфюмером, бывшим поставщиком императорского дома — Эрнестом.


Русский двор был крайне прихотливым и разборчивым, когда дело касалось духов. Князь Дмитрий доказал Коко, что духи не просто средство скрывать дурной запах, а что это волшебное вещество, обладающее сверхъестественной силой.

Из «Бель Респиро» Габриэль, князь Дмитрий и Эрнест отправляются в Грасс, где начинается работа над духами. Работа целиком захватывает Шанель. Чтобы не мешать ей и Эрнесту, князь Дмитрий уезжает на несколько месяцев. Вскоре он получит письмо с сообщением, что работа над духами закончена и что они великолепны. Однако вместе с этим Коко пожалуется, что скучает, хочет уехать в Париж, где живут ее сестры и многочисленные друзья, а между строчек он прочтет, что жизнь в Грассе напоминает ей о времени, которое она проводила с Артуром.

Однажды вечером, незадолго до приезда князя, Шанель и Эрнест на лошадях отправились на прогулку. Стояла превосходная погода, заходящее солнце великолепно освещало черепичные крыши домов Грасса. Они уже возвращались домой, когда лошадь Коко неожиданно помчалась галопом, через минуту Эрнест был уже слишком далеко и даже не мог увидеть тот ужас, который отразился на ее лице. С каждым движением лошади Шанель все ближе чувствовала возможность в следующее мгновение потерять все — будущую жизнь, будущую славу, любовь... Вспомнив гибель Артура, Шанель почувствовала, что могильный холод дышит ей в след...

Она очнулась в повозке, везущей ее домой. Эрнесту удалось остановить лошадь и сейчас, встревоженный ее состоянием, он ехал рядом. Дома она долго не могла уснуть, ей мерещилось лицо Артура, и она попросила у Эрнеста снотворное. Он без труда нашел в своем саквояже прямоугольную бутылочку с успокоительным раствором, ее он приобрел в 1916 г. перед самым отъездом из России. Купил в Воронцовской аптеке, стоящей в торцевой части Духовного дома (Частная гостиница) коллежского регистратора Федора Лаврова, где остановился на ночлег...

Это событие изменило всю его последующую жизнь. Глоток темно-зеленой жидкости быстро успокоил Шанель, тепло разлилось по ее телу, и она уснула. Утром воспоминания уже не терзали ее, после завтрака на свежем воздухе она выглядела великолепно. Днем приехал князь Дмитрий, они были страшно рады этой встрече, обменялись новостями — Стравинские по-прежнему гостили в «Бель Респиро», а их другой русский друг, знаменитый Дягилев, работает над постановкой «Весны»...

Эрнест показал князю духи, их запах действительно был превосходен. Оставалось придумать флакон. Идеи, которые возникали за разговором, были слишком скучны... В комнате воцарилось молчание. Неожиданно раздался радостный возглас Шанель. Казалось, его должны были услышать не только жившие на первом этаже слуги, но и пастух, загоняющий в хлев овец, и ее сестра Антуанетта, сидевшая за столиком одного из парижских кафе. Все должны были услышать его. Ничего не говоря, Шанель выскочила из комнаты и через минуту вернулась, держа в руке прозрачный прямоугольный сосуд с надписью «Воронцовская аптека», с русским гербом и остатками зеленой жидкости, той самой, которая помогла ей уснуть прошлой ночью. «Такой должен быть флакон для духов! Именно он нужен моим духам».

До «Chanel № 5» флаконы создавались в виде маленьких амуров или урн, украшенных зубчиками и цветочками, несли декоративную нагрузку и тем самым подчеркивали, что духи не обладают самостоятельной ценностью. Вычурность флакона, считали парфюмеры, единственная возможность успешной продажи духов. Аскетическая форма прозрачного, с четко очерченными углами сосуда «Chanel № 5» заставляла думать только о запахе, меняла воображение покупателя, предъявляла новые требования парфюмерам. Желание купить духи отныне вызывала не красивая бутылочка, а заключенная в ней золотая жидкость.

Вернуться в начало раздела Парфюмерия и косметика
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье